Комплекс упражнений от Марианны Лынской и Вероники Мальковой — Интенсив по M.A.P. методу

Рецензия научно-методического центра «У-ху точкару»: «Видео РЕКОМЕНДОВАНО в качестве ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО логопедам, педагогам, психологам, инструкторам АФК и ЛФК, интересующимся возможностями применения сенсорно-интегративных подходов и методов в своей профессиональной деятельности».

Комплекс упражнений от Марианны Лынской и Вероники Мальковой - Интенсив по M.A.P. методу 1

Марианна Лынская

логопед, психолог, создатель MAP-method, Руководитель Центра Марианны Лынской.

Комплекс упражнений от Марианны Лынской и Вероники Мальковой - Интенсив по M.A.P. методу 2

Вероника Малькова

дефектолог, кинезитерапевт Центра Марианны Лынской

Программа интенсива

На интенсиве рассмотрены различные упражнения :

  • Wilbarg Protocol (снятие сенсорной защиты гиперчувствительности, по преодолению сенсорной утомляемости ребенка);
  • Комплекс артикуляционной гимнастики детей с артикуляционной диспракцией;
  • Упражнение на фонематическое восприятие больше для детей уже с речевой слуховой агнозией;
  • Упражнение предназначенное для детей с речевой слуховой агнозией (классическая стоп игра);
  • Логопедическое упражнение в гамаке Совы;
  • Артикуляционная гимнастика на Бревне Совы;
  • Дидактическое упражнение в Чулке Совы, в том числе воздействующее на пропорецепцию, на баланс;
  • Упражнения на Платформе Совы;
  • Упражнения с Гамаком Совы.

— Здравствуйте. Я Марианна Лынская. Я логопед. И сегодня я бы хотела показать комплекс упражнений, по запуску речи в сенсорно динамическом комплексе Совы-Няньки. И ассистировать мне будет Вероника Малькова, кинезио-терапевт моей команды.

Wilbarg Protocol (снятие сенсорной защиты гиперчувствительности, по преодолению сенсорной утомляемости ребенка)

— Я бы хотела рассказать о том, что одним и основных классических приемов сенсорной интеграции, по снятию сенсорной защиты гиперчувствительности, по преодолению утомляемости сенсорной ребенка является Wilbarg Protocol.

И с учетом того, что в центре есть сенсорно-динамический комплекс, мы рекомендуем его использовать в процессе вестибулярной стимуляции.

Комплекс упражнений от Марианны Лынской и Вероники Мальковой - Интенсив по M.A.P. методу 3

Я думаю, что в случае, если у вас нет этого комплекса, то конечно мы можете заменить качелями, или какой-то другой качающейся поверхностью. Но важно, чтобы ребенок на этой поверхности сидел или лежал, чтобы ему было комфортно, чтобы он никуда не падал, т.е. это такая разгружающая процедура.

В данном случае у Веронике на руках мячики Совы, которые ребенок может сжимать, поскольку это будет занимать его руки и отвлекать его, поскольку Protocol есть Protocol. И он выполняется по времени, строго по времени, в определенной последовательности и если ребенку будет скучно и он будет вырываться, то в этом Protocolе никакого смыла нет.

Мячики можно заменить на любой сжиматель, в том числе надутые гелем, но мне нравятся эти за счет массажа рук, которые происходят дополнительно.

Для этого существует специальная хирургическая щетка, она описана в Protocolе классическом американском. Надеюсь, что она скоро появится в продаже в России и очень надеюсь, что у Совы-Няньки. Но пока ее можно заказывать из Америки. Мы начинаем с такого глубокого надавливания, растирания рук в положении от плечей к кисти с учетом того, что руку захватывает или родитель, или специалист и держит достаточно плотно. Т.е. Вероника чувствует давление, но ей не больно, но оно там, вот я не знаю, можно ли сейчас видеть руки, т.е. есть от такой вот некий нажим и рука взрослого напрягается. Не почесывание щеткой, а мы делаем движение с глубоким давлением.

 Мы делаем так каждую руку, потом мы делаем так спину. Но вот видно, что у Вероники идет рефлекторное разгибание спины, в ответ на это движение и в этом соответственно есть смысл, поскольку начинается стекание кровоток, улучшить головной мозг. И потом мы делаем это бедрам с двух сторон.

Всего Protocol будет занимать всего 3 минуты. Примерно полторы минуты отводится на этот массаж. И последующие полторы минуты проводится глубокое надавливание в следующей последовательности: надавливание на плечи вот таким ритмичным движением, надавливание на локти. Вот получается у меня захват чуть выше локтя. Надавливание на кисти с таким же зажимом, как я удерживала, когда делала этой щеткой. Надавливание на бедра. Опять же получается ритмичным. Надавливание на колени, надавливание на щиколотки, лодыжки и затем надавливание на вот эту часть груди с двух сторон. Получается, что одна ладонь взрослого на спине, другая на груди. Все это проводится 3 минуты. По классическому Protocolу каждый день через каждые 90 минут. 90 минут перерыв и 3 минуты Protocol. Соответственно если это делает специалист на занятиях, то родитель продолжают это делать в оставшееся время.

Комплекс артикуляционной гимнастики детей с артикуляционной диспракцией

Следующий комплекс, который я бы хотела показать, это подготовительный комплекс артикуляционной гимнастики детей с артикуляционной диспракцией.

И с учетом того, что в основе артикуляционной диспракции, как правило, лежит дисфункция сенсорной интеграции.

Там, как правило, задет вестибулярный аппарат, мы также подключаем к этому комплексу вестибулярную стимуляцию дополнительно.

Комплекс упражнений от Марианны Лынской и Вероники Мальковой - Интенсив по M.A.P. методу 4

Ребенок укладывается на спину, специалист, покачивая платформу. Это ребенка в том числе успокаивает. Вот Вероника сейчас прокомментировала ощущения, что ты будто лежишь в люльке. Руки ребенка опять же заняты сенсорным материалом, каким то, который ему нравится или каким-то мячиком можно туда судок туда вкладывать. Или тому подобное. И логопед соответственно проводит сенсорным материалом, я не называю это логопедическим массажем. Я скорее называю это ознакомительным массажем для знакомства с органами артикуляционного аппарата.

И с учетом того, что мы работаем в MAP-методе, мы обязательно используем ароматические предметы, которые имеет эфирные масла в себе.

 Натуральные, это я очень хочу подчеркнуть, что это не духи, не ароматизаторы синтезированные. Это должен быть природный аромат, который будет в процессе выполнения этого массажа косвенно влиять на лимбическую систему. Это будет повышать активность головного мозга и оставлять в памяти след за счет того, что аромат связать с лимбической системой.

 Соответственно в артикуляционном аппарате будет воспоминание, что этот аромат связан с какими-то ощущениями в органах артикуляции. Вот и мы всегда начинаем с обонятельной симуляцией вокруг, чтобы ребенок привык, потому что мы имеем дело с ребенком, с возможной с сенсорной защитой. Если сразу бухну, то он может испугаться, в том числе, запаха. Внимательно будьте к тому, что такой массаж запрещен детям с эпи активностью без прикрытия антиконвульсантами, поскольку обонятельная симуляция является мощным стимулятором.

Вот, соответственно мы берем любую ароматическую траву, у меня сейчас в руках мята и таким поглаживающим движением, воспроизводит легкое движение. Обычно дети сопротивляются в зависимости от сенсорной чувствительности, некоторые спокойны. А потом мы совмещаем это с интенсивным движением, типа вот такого. Моя задача совместить запах и движения. И если мы спросим Веронику, то она наверняка скажет, что у нее на лице осталось ощущение, хотя мяты уже нет. Ощущение щекотки еще осталось.

Тоже самое мы можем сделать с палочками корицы, предварительно ее разминаем в руках, чтобы выделилось эфирное масло и дальше, прокатывающим движением по щекам, растирающим движением вокруг носогубного треугольника.

Веронику не будем. Хотя давай, язык давай. Соответственно язык вытаскивается на последующих, каких-то процедурах и делается вот такое прокачивающее движение как зоны палочкой корицей, все тоже самое.

Также мы используем сушеные апельсины. Я обращаю внимание, что у каждого из этих предметов помимо аромата есть еще и различные фактуры, которые тоже оставляют обратную связь. Соответственно, здесь мы можем сделать вот такое движение, на самом деле мы этот массаж и с колбасой, и с сыром делаем, чем только мы не делаем. Что нравится ребенку, но важно, чтобы это имело аромат.

 Ну можно вот такое движение сделать, в принципе, по основным массажным линиям, по надбровным дугам, от крыльев носа до мочки ушей. Вот здесь мы давим на подчелюстную ямку. В особенности при гипертонусе языка, которая позволяет расправить язык. Но и соответственно надавливание на язык. Давай показывай. Вот таким же движением, глубоким движением, как и в Protocolе. Т.е. мы не делаем это раздражающему ребенку движением, мы делаем это глубоким давлением, чтобы ему было приятно. Детям в большинстве проститивные стимуляции нравятся.

Ну дальше мы можем говорить об энергетическом значении камня. У меня аметист, поскольку этот камень был символом развития речи. Еще Гиппократ им заикания исправлял. Но для меня он просто фактурный, он холодный, и он тяжелый. И он прям прорецитивный. И в этом соотношении мы укладываем голову набок. Делаем сначала плоской стороной относительно. Потом колючей стороной. Так чтобы больно не было. На другой бок, то же самое. Мячики сжимаем активно. За счет соответственно того, что она сжимает мяч, сенсорный материал. Опять же за чет радиации, которая в этот момент происходит от пальцев рук мы получаем дополнительные ощущения. Интересно, что у Вероники сразу начинают при таком движении активнее моргать глаза. Поэтому все эти мягкими процедуры должны быть. Если двумя сторона, если ребенок с гиперчувствительностью мы можем прямо порастереть щеки, язык, мы сейчас так делать не будем. Пожалеем Веронику.

И потом мы еще используем спилы каменные, они холодные, они другие. И здесь важно понимать, что после активного какого действия, с каким колким материалом, в общем, который более фактурный, мы должны завершать обязательно с прикосновением каким-то гладким. Т.е., чтобы ощущение оставалось собранное, что ли в лице. Мы можем опять тоже самое сделать с языком. Но и в конце вот это ощущение щекотки, чтобы лицо ребенка было готово в последствии к активным артикуляционным упражнениям или говорению. Потому что у детей с дисфункцией сенсорной интеграции, у которых отсутствует речь, у которых артикуляционная диспракция по кинестетическому типу у них может просто быть непонимание того, где у них орган артикуляционного аппарата. Ну вот. Сколько здесь материалов и сколько по продолжительности занимает это хоть целое занятие. Естественно у ребенка дискреция первичное звено, то мы в принципе можем весь комплекс сделать сделали Protocol, сделали массаж, потом сделали артикуляционную гимнастику, опять сделали Protocol, если это было прям долгое занятие и разошлись. 

Упражнение на фонематическое восприятие больше для детей уже с речевой слуховой агнозией

Следующий комплекс, вернее, следующее упражнение, наверное, можно, нельзя назвать это комплексом направлено на сочетание непосредственной вестибулярной стимуляции, который по радиации поступает в слуховые каналы, и собственно слуховой стимуляции, то есть это упражнение на фонематическое восприятие больше для детей уже с речевой слуховой агнозией.

Значит, логопед лежит именно так, как я. Он лежит под ребенком, под платформой для того, чтобы у ребенка не было возможности не оценить артикуляцию и для того, чтобы психологически показать, что здесь как бы ребенок сейчас главнее. 

Комплекс упражнений от Марианны Лынской и Вероники Мальковой - Интенсив по M.A.P. методу 5

То есть я под ним в такой психопозицией внизу. Я соответственно отодвигаю платформу ребенка и в тот момент, когда я буду отодвигать ребенок должен взять элемент какой то, который я назову. Возьми вазу. Что это? Ваза.

— Ваза.

— Поставь. Мои инструкции не всегда круты, кратки, то есть я конкретно говорю, что взять и потом, что сделать. То есть не говорю там «Вероника, пожалуйста, вот эту розовую вазу». Мне важно, чтобы была двухступенчатая инструкция что сделать и что взять и соответственно вот вы видите слова «Ваза, вата, ванна», то есть они сходны по фонематическому признаку. Ну и так соответственно каждый раз «Возьми ванну».

— Ванна.

— Что-то там у нас высыпалось. Вот так 3 раза. Больше не будем качаться. Идея в том, что ребенок откатывается, у него активизируется внимание на тех предметах, которые здесь стоят. Когда ребенок прикатывается он даже если не очень понимает речь, он понимает действие, которое нужно сделать и выделяет тот предмет на основе фонематического принципа. А я лежу внизу, он видит мою артикуляцию, это способствует повторению. Хорошо.

 

Упражнение предназначенное для детей с речевой слуховой агнозией (классическая стоп игра)

Следующее упражнение также предназначено для детей с речевой слуховой агнозией, это классическая стоп игра. Когда ребенок должен отреагировать определенным действиям на остановку какого-то шумового эффекта.

В данном случае Вероника должна отреагировать падением в краш подушку. Я не знаю, кстати, у совы есть ли в общем доступе, но у меня есть от совей.

Комплекс упражнений от Марианны Лынской и Вероники Мальковой - Интенсив по M.A.P. методу 6

Я думаю, что можно заказать ее и падением в подушку потом она соответственно встает, делается несколько раз в зависимости от того, насколько будоражит ребенок.

То есть если ему страшно, то мы делаем один раз, постепенно увеличиваем или мы сходим, например, аккуратненько в подушку и там чуть подталкиваем.

 Но все-таки наша задача упасть, то есть чтобы был прямо такой собранный мозг и потом вообще сбалансированный, и потом опять собраться. Вот соответственно ребенок качается на платформе. Звучит музыка, сколько она звучит зависит от уровня слухового внимания ребенка и важно, чтобы она была или с голосом, или без голоса неважно, но важно, чтобы она была разного ритма. Ну вот и ребенок упал.

При усложнении тоже упражнение с подушкой производится уже вместе с речевой командой. То есть, например, играет музыка, звучит речевая команда и ребенок падает. Потом играет музыка, звучит речевая команда, ну то есть, сначала звучит речевая команда «Стоп» и ребенок падает. Потом речевая команда «Падай» уже. Потом соответственно музыка убирается, и ребенок реагирует только на речь. Или на фоне какого-то другого шума, необязательно под музыку это делать. И подобное упражнение ребенок опять же стоит на качающейся платформе, и логопед дает ему четкую инструкцию «Иди на сено». И ребенок делает шаг с качающейся платформы за счет этого у него идет сосредоточение в мозге за счет того, что ему нужно понять, понять баланс и заступить. Давай. Здесь он топчется, топчется. Иди назад. Здесь важный момент, что он идет назад и совершает шаг на качающуюся платформу. То есть опять идет вестибулярная стимуляция, работаем мы сейчас над слухом, как с мелкой моторикой артикуляцией. Если мы работаем над слухом, то мы должны использовать вестибулярную стимуляцию для радиации. Иди на мох с качающейся платформы. Здесь можно по-разному усложнять, то есть она могла сделать боковой шаг, она могла сделать назад. Она может сделать вперед. Я могу ее развернуть в зависимости о того какая степень диспракции у ребенка. Ну и важно потом получается обратная связь от ступни, потому что она наступает на сенсорный материал и тогда к ее, к моей инструкции привязывается ощущение на ее ногах.

— Прохладненько.

— Ну да. Здесь соответственно колюченько. Да.

— Все бегом. Подождите минуточку.

Логопедическое упражнение в гамаке Совы

 Следующее упражнение чисто логопедическое, классическое. Только в гамаке. Проводится для активизации, для формирования гармонической генерализации винительного падежа существительного женского рода в единственном числе. И для того, чтобы закрепить слоговую структуру слога.

В данном случае мы используем тему «Животные». То есть человек в домике. Он там лежит. Мы его может раскачивать. Наш гамак немножко провис, потому что он рассчитан на вес детей. 

Комплекс упражнений от Марианны Лынской и Вероники Мальковой - Интенсив по M.A.P. методу 7

Может покачаться. Я в домике даю в фольге, завернутую игрушку и как бы залезаю к нему сюда. Она в безопасном пространстве. Ей не так страшно увидеть мое лицо если у нее дисфункция сенсорной интеграции, уж тем более если аутизм. Кто там?

— Коза.

— Кого ты развернула?

— Козу.

— Козуу. И я соответственно выделяю окончание, утрирую его и склоняюсь над лицом ребенка. Козуу. Я даю ей следующую игрушку после того, как ее покачала. Здесь такой есть элемент перехода. Мы сделали речевую форму. Потом мы ввели интерференцию, и я опять к ней пролезаю с игрушкой. Разворачивай. Или открой. Или найди. Любая инструкция, но одно глагольное слово. Кого ты нашла.

— Лису.

— Именно. И разворачивай. Я ее опять покачала. Потом дала ей игрушку. Это может быть коробочка. Это может быть контейнер. Это может быть все что угодно. Тряпочка. Мешочек. ЕЕ задача, что она находится, взять в домике, находит игрушку. Здесь она нашла сову. Но если нас смотрят родители, тогда я подчеркиваю, что это не говорящий ребенок и мы используем слова, состоящие из двух слогов с открытыми окончаниями. То есть у нас есть согласные, гласные. Согласные гласные в названии. Нет двух согласных подряд. Коза, лиса, сова, все женского рода. Поэтому, когда задается вопрос винительного падежа везде генерализация с окончанием –у. То есть в это занятие, на первых этапах мы не можем включить какого-нибудь кита, медведя, потому что это нарушает принцип генерализации грамматической формы. Вылезай.

 

Артикуляционная гимнастика на Бревне Совы

Если мы говорили о упражнениях с артикуляционным массажем и с Protocolом, то мы бы потом начали делать артикуляционную гимнастику. Здесь могут сидеть двое детей на этом бревне.

Могут они сидеть лицом к друг другу, могут сидеть лицом друг от друга. Может сидеть один ребенок. Раскачивать я могу либо вот так в сторону, либо соответственно вот в этом направлении.

Да, но тогда нам нужен поддерживающий взрослый, потому что мне будет тогда неудобно подавать материал. Соответственно задача ребенка такая же как мы доставали предметы. 

Комплекс упражнений от Марианны Лынской и Вероники Мальковой - Интенсив по M.A.P. методу 8

Он берет предмет. Я отвожу назад бревно. Говорю: «Плюй» и делаю так. И он плюет одновременно с движением. То есть это позволяет телу запомнить собственно тот факт, что мы делаем два движения вместе, что потом будет соответствовать одновременно движению речи.

Это такая самая большая проблема у наших клиентов, что мы не можем сочетать эти два процесса. То есть Он может или идти, или говорить, говорить. Или говорить и идти. Вот. И здесь мы сначала два неречевых движения сочетаем, два движения не связанных с артикуляционным праксисом, чтобы потом перевести это уже на речь. Вот опять же мы используем разные сенсорные материалы и здесь важно в артикуляционной гимнастике не накидывать туда прямо всего. И облезать, и удержать, и плевать. В случае если у ребенка дисфункция сенсорной интеграции, то мы длительное время на разном материале отрабатываем один тип движения. Плюнула. Плюнула пробку. Она плюет арахис. И плюй. Да. Она плюет корешок. И плюй. Вот и здесь важно соответственно делать это в ритм. Не точно я ее качаю, и она так как-то плюет. А я ей делаю отодвигание. Получается такая подготовка движения. Ну как «На старт, внимание, марш». Или, когда вот марш, когда плюй, ребенок совершает движение. То есть это ритмизирует мою команду и ее движение телом. А за счет того, что она находится на балансире. Все ее тело собирается, глубокие мышцы работают, и там мозг тоже работает.

— Помогает импульс еще запустить.

— Да. И помогает еще импульс запустить подсказки моторной. Ну соответственно вот у нас разный материал. Он имеет там разную сенсорную основу в плане тактильности, он имеет разные вкусовые ощущения. Он может иметь какие-то обонятельные. Они могут сжиматься, могут не сжиматься, мы бы отрабатывали плевки. Вот и сточки зрения слуховой агнозии может использоваться моя авторская игра. Я ее очень люблю. Она на дифференциацию длины слова, что соответствует первому этапу в развитии форматического восприятия.

Таз – это короткие слова и длинная дорожка – это длинные слова. И здесь мы используем проговаривание вместе с ритмизацией руками. То есть если я говорю «Куст», то мы его отхлопываем и после чего кладем в таз. То есть кладем именно таким движением коротким, чтобы еще раз показать ритм слова. А если я говорю «те-ле-фон», то мы его растягиваем руками, что бы ребенок визуально увидел вот это движение. Соответственно: Возьми куст. Короткое слово «куст». Клади в таз.

То есть здесь ребенок не обязательно может быть говорящим. Поскольку это уровень форматического восприятия, то можно только по инструкции делать. Ему важно вот уловить эту взаимосвязь. Вот визуализация длинного, вот визуализация короткого. И то же самое в ритм. Ну и дополнительно стимуляция вестибулярного аппарата за счет того, что мы работаем над слуховой корой.

Возьми ку-ку-ле-ле. Это ку-ку-ле-ле. Клади на полотенце. Вместе со мной руками: «ку-ку-ле-ле» на «по-ло-тен-це».

Возьми лук. «Лук» — короткое слово. В «таз». «Лук» в «таз», «таз». Ну и так далее. Соответственно, какие-то телефоны. Слова может быть любые. Желательно на одной игре использовать не менее десяти повторов короткого слова и десяти повторов длинного слова. И если вы взяли эту игру, то в среднем результат бывает через десять занятий, то есть через десять занятий ребенок без подсказки стабильно начинает дифференцировать длину слова. Здесь закончили.

Дидактическое упражнение в Чулке Совы, в том числе воздействующее на пропорецепцию, на баланс

— Руки должны быть вот в этих штучках? (Уводим ребенка из комплекса без истерик)

— Ну я тебе мяч буду в руки давать. Да, в этих штучках. И утюг. И ты понесешь по канату на стол. Тебе видно?

— Да.

Комплекс упражнений от Марианны Лынской и Вероники Мальковой - Интенсив по M.A.P. методу 9

— Я тебе буду давать. Ну и поскольку я человек, который работает в том числе над границами, специалист, который работает над границами, то мне важно увести в конце занятия с комплекса ребенка, потому что иначе, ну, это может провоцировать истерику, что я хочу качаться еще, тут вообще было так прикольно, а вы меня тут выводите. Поэтому я через границы собственного тела показываю ему какое-то последнее дидактическое упражнение, в том числе воздействующее на пропорецепцию, на баланс. Ребенок может нести большой мяч, находясь в чулке совы по канату.

Кладешь на стол. Здесь много балансов, в том числе что она в принципе идет по канату, вот, и балансирует. Много балансов в том, что она держит вытянутые руки, а за счет дополнительного контроля пропорецепции, находясь в этой ткани, ей сделать это проще.

Иди назад по канату. И также нам важно подключать ношение тяжестей у детей с любой дисфункцией сенсорной интеграцией, поскольку это пропорецептивная активность нормализующая тело.

Неси утюг на стол. Утюг у нас тяжелый. Может быть пятилитровая канистра, не обязательно винтажный утюг брать. Вот. После этого я говорю «Стоп». Она снимает чулок. Да. Ну и в MAP-методе выдается карточка и конфета. Дай пять! Всё.

— Всем привет! Я Малькова Вероника, кинезитерапевт в центре Марианны Лынской. Сейчас я немного прокомментирую тот ход работы, который можно, которому можно следовать при ознакомлении ребенка с динамическим комплексом Совы.

Упражнения на Платформе Совы

Итак. Мы предлагаем ребенку выбрать, что ему больше нравится: платформа, гамак или бревно, когда мы его подводим сюда и даем ему совершенную свободу выбора расположения.

Но как показывает практика, дети в первую очередь низкоуровневого развития, они выдают позу лежа на животе, как сейчас показывает Марианна. Вот.

Комплекс упражнений от Марианны Лынской и Вероники Мальковой - Интенсив по M.A.P. методу 10

И в этой позе мы даем в общем ребенку, как бы, заземлиться и потом немножко раскачиваем. Вот. Можем увеличивать амплитуду раскачиваний. Вот. Для того, чтобы ребенок почувствовал вообще динамику собственно этого движения. И порой у детей срабатывает защита на каком-то моменте, и они выдают комплекс «захват». Захват рукой.

— Хочу это сделать!

— Захват рукой до края платформы, чтобы стабилизировать себя, стабилизировать свою ось, вот, находясь на неустойчивой поверхности.

Следующее мы предлагаем в продольном можно пересечении, и тогда иногда хватаются за канаты. Вот. Потом предлагаем сесть.

— Что интересно, пока я качалась, я чувствовала массаж бедер и по области тоже.

— Вот. Отлично! И необходимые штуки для того, чтобы опять почувствовать стабильность, но уже в позе сидя, то есть здесь мы идем по онтогенезу развитие движений крупной моторики лёжа, сидя и потом можно предложить встать на четвереньки можно, хорошо.

 — Взрослые поддерживают там видно да. 

 — Взрослые помогают сформировать позу потому, что как правило ребёнку сложно здесь организоваться на шатающейся поверхности именно позу на четвереньках и тоже задаём поперечное и потом продольную амплитуду. Здесь всегда можно показать, что держись тут, да держись, держись. Отлично, теперь встаём, можно предложить встать. Мы помогаем. Вчера было прям интересно прям показательно они вот заходили вот утром которые тревожные они именно самые первые безопасные позы для себя выбирали. 

— Да?!

Упражнения с Гамаком Совы

— И на гамаке сейчас покажу вообще тоже класс. То есть прям можно исследование провести. И теперь как бы финал мы предлагаем ребёнку встать и тоже даём разные направления качания и потом усложнение происходит в том, что дай пять, оп отлично и потом можно раскачать ещё немножко вот так. Так, платформа качается, баланс чувствуется. Дай пять оп-па, отлично. 

— Надеюсь такое не надо. 

Комплекс упражнений от Марианны Лынской и Вероники Мальковой - Интенсив по M.A.P. методу 11

— И теперь руки давай руки, давай во отлично и помогаем раскачиваться, но при этом здесь мы можем одну руку медленно убирать и постепенно формируя опору только на собственный центр тяжести на собственную ось. Стоп отлично, вот и на гамаке. Значит на гамаке как правило первое знакомство проходит если ребёнок никогда там его не видел, то он как правило ложится на него грудью тоже получается первый этап лёжа и ну здесь мы понимаем, что здесь вес другой сейчас у человека вот, но ребёнок он именно висит с опорой на грудь поджимает ноги под живот и раскачивается вот калачиком находясь вот такое. Может даже поза эмбриона такая свернутая и он раскачивается туда-сюда, и мы помогаем раскачиваться. И потом мы показываем, что можно развернуть этот гамак и вообще спрятаться туда целиком. То есть это уже ну… 

— Садиться? 

— Да садиться.

— Так он точно провиснет.

— Ага, в общем лёжа туда сидя на гамаке это уже следующий этап. То есть сначала лёжа грудью, а потом лёжа в гамаке, а потом сидя на гамаке как на качелях держась здесь и тоже выполняю да, да. И выполняю тоже различные упражнения там давай пять моторные, давай руки в стороны одну руку подними да, да, и соответственно тоже да, да, да и всё это в движении происходит и происходит развитие опоры на собственный центр тяжести и вот этой балансировочной оси. Вот. И на бревне это как правило самое сложное. Здесь уже положение сидя вот с опорой на канаты, раскачивания вперёд-назад, вправо-влево можно и можно как на коне сидеть.

— Угу. 

— Так тоже соответственно вперёд-назад, вправо-влево раскачиваться. То есть здесь опора на ноги идёт. Можно выше подвесить и тогда будет задействована собственная система вестибулярный аппарат, раскачивания и тонической регуляции чтобы задавать движения. Вот, но мне кажется ну сейчас вот по опыту это дети, у которых прям нет диспроксии и очень развита своя моторная система и контроль за движениями. 

— Я здесь даю какие-то руки? 

— Нет не надо давай. 

— Да, спасибо за внимание. 

Заключение

Резюмируя я хотела бы подчеркнуть роль логопеда на динамическом комплексе. То есть логопед естественно не проводит занятия, такие как проводит кинезитерапия, качаться там, на моторную программу.

Мы просто используем возможность балансиров, возможности балансировки, возможности мягкой поверхности и так далее для своих целей.

То есть в любом случае задача должна быть речевая, а уже кинезиотерапевт в команде он отрабатывает непосредственно моторные навыки движения.

Комплекс упражнений от Марианны Лынской и Вероники Мальковой - Интенсив по M.A.P. методу 12

— И здесь более актуальная задача для нас — это показать ребёнку различные вариации для балансировки и тем самым помочь ему адаптировать свои механизмы чувственных органов если можно так сказать и свои двигательные навыки под изменяющиеся условия и тем самым повысить уровень его адаптивности, что как раз является основной задачей в мап-методе.

— Ну если мы говорим про мап-метод и кинезитерапию развития которым специалистом является Вероника, то мы видим здесь везде антогенез. То есть антогенетическая последовательность моторного развития ребёнка, антогенетическая последовательность в моих упражнениях что сначала праксиз там, игнозис. Затем соответственно мы переходим на уровень слов, и мы всегда это делаем внутри сенсорной интеграции. Вот. Ну естественно это все адаптируется, и мы показали комплекс для детей такого низкоуровневого развития. Для высокого уровня развития конечно будет другой комплекс. Но это можно сказать неговорящие дети или дети говорящие отдельные слова. Единственное что я хочу ещё раз подчеркнуть, что подобная вестибулярный стимуляция особенно там, где она по жёстче где нужно держать баланс и обонятельная стимуляция она только по разрешению невролога, если есть эпи-активность. Все, спасибо, пока-пока. 

— До встречи.

— Надеюсь, что мы с тобой на основе наших идей разработаем какие-то ещё новые штуки. Может мы не все тренажеры задействовали, это какие-то основные как знакомство с этим комплексом. Но надеюсь, что мы будем придумывать и придумывать. Спасибо Сове-Няньке за то, что он развивают эту культуру сенсорной интеграции в России. Всем привет.