Асоциальное поведение

219. Асоциальное поведение ребёнка

Асоциальное поведение – это отклонение от принятых в социуме норм.
Значимый взрослый для ребёнка дошкольного возраста (3-7 лет) является примером, который показывает ему своим поведением, как именно взаимодействовать с окружающим миром.

Дошкольный период претерпевает два возрастных кризиса.
В 3 года мы можем наблюдать некое семизвездие: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание, деспотизм, протест-бунт [1]. Данные признаки возникают из-за фрустрирующей ситуации: желание быть рядом со взрослым, но и одновременно утвердить свою самостоятельность.

В 7 лет мы также видим защитные реакции ребенка: паясничество, кривляния; наблюдаются паузы между вопросами взрослого и ответами ребёнка, оспаривание мнения взрослых, отказ от привычных дел, хитрость, агрессия [2]. Защитные механизмы у ребёнка возникают из-за наблюдаемых противоречий в окружающем его пространстве: к примеру, он слышит правила, однако почему-то только ему нужно их выполнять. В данные периоды очень важно обозначение четких правил и установление границ с ребенком. Однако нельзя оценивать поведение ребенка по схеме: «Сделал хорошо – похвала, сделал плохо – наказание». Важно объяснять ребёнку, почему его наказали. Иначе он, не понимая, какой именно поступок спровоцировал такую реакцию, то есть при отсутствии следственной связи (нет правил), — сам создает эти правила, как умеет. Далее это может порождать злость, страх и неконтролируемые состояния, такие как истерика.

Для предупреждения и коррекции такого поведения важно четко определять правила, устанавливать режим, определенность и причинность. Усвоение данных аспектов возможно посредством игры, что в данном возрасте является ведущим видом деятельности.

Автор Статьи: Нафиева Гульназ Тахировна — методист научно-методического центра «Сова-Нянька», специалист по сенсомоторной интеграции.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Кризис трех лет //Собрание сочинений. – 1984. – №. 6. – С. 368-375.
  1. Выготский Л. С. Кризис 7 лет //Вестник практической психологии образования. – 2012. – Т. 9. – №. 4. – С. 28-30.

Поделитесь с друзьями

Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в vk
VK
Поделиться в whatsapp
WhatsApp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.