Ритм

101. Раз, два, три, — ты со мною говори!

Раз, два, три, — ты со мною говори!

«В окружающем нас мире ритм обнаруживается повсюду. Мы его видим, слышим, наблюдаем – в смене времён года и времени суток, в восходах и закатах, в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе ствола дерева… Ритмична работа человеческого организма: это и ритмы мышечных сокращений (например, сердечный пульс), и биологические ритмы, в соответствии с которыми происходит слаженная работа целых систем организма. Исследователи из университета МакГилла и Монреальского университета считают, что неразвитое чувство ритма может быть вредным для здоровья либо указывать на какие-либо отклонения от нормы во внутренней работе организма человека.

И общение – это ведь тоже про ритм. Что такое ритм общения и какую роль чувство ритма человека играет в его коммуникации с другими людьми?

Ритм в общении выступает на нескольких уровнях.

Прежде всего, у каждого человека есть свои индивидуальные и узнаваемые темп и ритм речи, которые в значительной мере могут охарактеризовать говорящего и многое о нём рассказать.

Во-вторых, сам коммуникативный процесс осуществляется в соответствии с чётким ритмом. Ритмичность прослеживается в любом диалоге: человек должен выдержать паузу после своей реплики, чтобы услышать ответ собеседника и построить свою дальнейшую речь в соответствии с услышанным.

Исследования показали, что для каждого из нас существует особая пропорциональность между тем, сколько временив диалоге мы говорим сами и сколько отдаём собеседнику; эта пропорция постоянна и практически неизменна. Когда встречаются два человека, которые не любят долго слушать и предпочитают доминировать в диалоге, разговор у них, скорее всего, не склеится. Очень важно учить ребёнка слушать и слышать собеседника. Ниже мы приводим пример упражнения с Пендалином, нацеленного на создание «ритма общения» между людьми. Неявный, ненавязанный ритм в таких задачах появляется в процессе упражнения и способствует развитию навыка настройки на собеседника в диалоге.

«Твоя очередь».
Сыграйте с ребёнком в «ассоциации»: перекидывайте друг другу подвешенный Пендалин и называйте слова. Каждый раз, когда один из игроков ловит Пендалин, он называет предмет, существо или явление, с которым у него ассоциируется предыдущее слово, названное партнёром по игре. Таким же образом можно поиграть в «рифмы»: игроки стараются подобрать как можно больше рифм к какому-либо слову или фразе, перебрасывая друг другу Пендалин. Упражнение, помимо прочего, учит внимательно слушать собеседника и отлично тренирует память: необходимо запоминать ранее названные слова и выражения, чтобы не повторять их. Данное упражнение можно превратить в увлекательную групповую игру в круге.

Исследования показали, что люди, страдающие дисритмией, не умеют подстраиваться под внешние аудио- или зрительные сигналы, подающиеся со строгим интервалом (то есть, в определённом темпе), а также не могут почувствовать какие-либо изменения в скорости подаваемых сигналов. Таким образом, сама суть чувства ритма заключается в том, чтобы уметь подстроиться, сонастроиться с миром вокруг – в том числе, с окружающими людьми. Многие упражнения на взаимодействие после такой сонастройки часто сами собой становятся ритмичными, как бы перенимая темп и ритм у играющих.

«Я тебя ступнями чувствую».
Подвесьте Тоннель низко, в центре игрового зала. Один из детей забирается внутрь снаряда, садится и ставит ноги на одну из стенок Тоннеля. Второй ребёнок садится возле Тоннеля на возвышении (например, на другом снаряде – на Платформе или Совоблоке), поднимает ноги и находит ступнями ступни своего партнёра. Задача этого игрока – надавливая своими ступнями поочерёдно или вместе на ступни ребёнка, сидящего внутри Тоннеля, задавать ему определённый темп движений. Второму участнику игры нужно подстроиться под темп, выполняя аналогичные движения. В ходе упражнения дети могут аккуратно менять темп движений, стараясь почувствовать друг друга через Тоннель и постоянно подстраиваясь под партнёра по игре.

Чувство ритма оказывает серьёзное воздействие на слуховое и зрительное восприятие информации. Оно позволяет человеку различать речевые звуки между собой. Например, чувство ритма связано с расстановкой ударений, различением звонких и глухих согласных; оно влияет на интонации речи, соблюдение грамматических норм. Исследователи из Лаборатории слуха и неврологии Северо-Западного университета США под руководством Нины Краус смогли установить непосредственную связь между присущим человеку умением следовать определённому ритму и его слуховыми способностями. Ранее лаборатория уже успешно занималась поиском взаимосвязей между чтением и чувством ритма и разработкой методик обучения для людей с дислексией и дисграфией.

А английские ученые однажды обнаружили, что хорошо развитое чувство ритма помогает в изучении иностранных языков! Ритмичность и слог в любом языке мира находили своё отражение в древнейших фольклорных произведениях. Оказалось, что ритм сам по себе связывает языки некой универсальной формулой. Сами подумайте – тысячелетиями человечество пело, танцевало и хлопало в ладоши в такт примитивным ударным музыкальным инструментам параллельно с развитием речи и структуры языка. Поэтому дети так любят ритмические игры на взаимодействие! А любую речевую информацию им гораздо проще воспринимать и запоминать именно в ритмизованной, стихотворной форме.

В 2010 года Оксфордский университет провёл масштабное исследование, изучая различия в ритмической ткани непохожих друг на друга языков: английского, французского, греческого, русского и севернокитайского (мандаринского). Цель исследования состояла в том, чтобы определить, какие объективные различия в ритме языка позволяют нам на слух определить, что английский звучит совсем не так, как, скажем, китайский. Лингвисты использовали пятнадцать самых разных алгоритмов для сравнения ритмической структуры языка – и, к своему удивлению, обнаружили, что ни один из применённых алгоритмов не выявил значительных различий в ритме изучаемых языков! Французские тексты по своим ритмическим характеристиками звучат, как типичные греческие, а русские – как китайские. Может быть, ритм речи и языка – это и есть та самая универсальная грамматика, понятная каждому жителю нашей планеты?

Вывод: если вы не можете найти с человеком общий язык, предложите ему побарабанить. Чувство ритма объединяет народы! Ну, а с детьми мы рекомендуем как можно чаще проводить время за весёлыми ритмическими играми в паре или группе. И, конечно же, с использованием замечательного оборудования Совы!

«Раскачай-ка».
Платформа – это плот, на котором дети спасаются с необитаемого острова! Чтобы плот плыл в определённом направлении, все гребцы должны действовать слаженно. Предложите детям раскачивать Платформу, отталкиваясь от пола ногами или руками, под общий счёт: «И-и раз, и-и два!» Либо дайте одному из детей барабанчик и попросите его задавать ритм для гребцов. Всё получается? Усложняем задачу: плот заплывает в ядовитые воды, так что раскачивать Платформу теперь придётся, не спуская рук и ног на пол!

«Мочалка».
Балансировочная дорожка с лёгкостью может превратиться в… мочалку! Предлагаем детям хорошенько себя отмыть – например, от усталости за день или от плохого настроения. Ребята встают в ряд, каждый берётся за дорожку. Теперь водящий называет, какие части тела нужно натереть, – а чистюли быстро реагируют на его команды. Нужно работать слаженно и дружно! Предложите детям проговаривать вслух направление движения («вперёд – назад», «влево – вправо»), либо включите музыку, под которую детям нужно подстраиваться. Чем чаще водящий будет называть всё новые части тела, тем игра сложнее – но и веселее одновременно!

«Азбука Морзе».
Поиграем в разведчиков! Зашифруйте послание для вашего «разведчика»: каждому слову или фразе соответствует определённая последовательность из 6-10 знаков – точек и тире (например: точка – тире – точка – тире; тире через две точки; в ряду только тире). Ребёнок забирается внутрь Соволёта. Специалист, родитель или второй ребёнок, находясь снаружи, передаёт «разведчику» важную информацию «с базы»: он касается ребёнка через Соволёт в разных местах, с разной силой нажатия (можно обнимать, пощипывать и так далее). Важно, чтобы все прикосновения чётко разделялись на долгие и короткие. Ребёнок, сидя в Соволёте и чувствуя прикосновения, проговаривает, «точка» это (короткое прикосновение) или «тире» (длинное). Таким образом, касания объединяются в последовательности. Конечно же, как в фильмах про разведку, записывать полученную информацию нельзя! Поэтому «разведчик» держит все последовательности в уме и в конце упражнения простукивает или прохлопывает переданные ему шифры. Затем вы можете расшифровать послание вместе с юным «разведчиком», поставив на место каждого из рядов сигналов соответствующее слово или фразу.

«Катиритмы».
Расположите перед ребёнком доску для Катишариков под небольшим наклоном. Ребёнок ставит пальцы в основание дорожек; на пальцы сверху необходимо положить шарики. Предложите ребёнку рассказывать любое хорошо знакомое ему стихотворение и толкать шарики вверх по очереди слева направо на каждый счёт стихотворения, не выбиваясь из ритма. Другой вариант: ребёнку нужно (под музыку или метроном) называть четырёхсложные слова и одновременно отбивать шарики: первому слову будут соответствовать шарики, лежащие на пальцах левой руки, второму – на пальцах правой руки, и так далее по очереди. Чем больше слов назовёт ребёнок, не выбившись из ритма, тем лучше! А если у него получается легко, предложите головоломку: задайте два слова, каждому из которых соответствует по четыре дорожки, например: мандарины, апельсины. А теперь – перепутайте местами слоги в этих словах: ма – ны – нда – ри, а – льси – пе – ны. Предложите ребёнку толкать шарики по дорожкам в последовательности, соответствующей такому порядку слогов. В ходе упражнения порядок слогов можно поменять несколько раз.

Автор — Юдина Евгения Андреевна.
Методист научно-методического центра и ритмист детского центра «Сова-Нянька».


А это полезности специально для вас:
👉🏻 Наш детский центр: https://vk.cc/bXVSSG
👉🏻 Обучающий онлайн курс «Совопрактика базовая»: https://vk.cc/bZbodu

Если ты поделишься этой новостью с друзьями, Сова будет тебе очень признательна!

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *