Классификация – основа сенсомоторной интеграции.
Такая понятная и привычная фраза – «ребенок познает мир». А что такое познание? Что значит познавать?
Откроем словари: Приобрести знание, получить истинное представление о ком-либо, чем-либо; постичь.
Но что нужно делать, чтобы познавать? Я познаю – это как? Чем отличается процесс познания от, например, процесса заучивания? Буквально: какой механизм стоит за познанием?
Психологи и философы уже не раз отвечали на этот вопрос. Этот механизм — классификация. А именно, умение отождествлять и различать. И в философских и в психологических трудах еще со времен античности описание познавательных процессов включает в себя обсуждение и подчеркивание роли классификации, утверждается, что без классификации и категоризации процесс познания вообще невозможен. Процессы классификации позволяют отождествлять нетождественное (корова и кошка не одно и то же, но они могут быть тождественны в рамках класса «животные»), различать неразличимое (относить одинаковые элементы к разным классам, например человек — это и физическое тело, и организм и венец творения). Именно процессы классификации и категоризации рассматриваются философами как протопознавательные. Различие (как и сходство) признается одним из главных аспектов познания и является фундаментальным понятием гносеологии. Л.А. Заде, рассуждая об искусственном интеллекте, подчеркивал, что способность человеческого мозга думать и делать заключения в неточных, неколичественных, нечетких терминах представляет важнейшее отличие искусственного интеллекта от естественного. Именно благодаря этой способности человек способен понять искаженную речь, расшифровать неразборчивый почерк, сосредоточиться на определенном типе информации в потоке стимулов. В трудах Д.П. Горского обобщение выступает как результат процессов отождествления – оно «есть необходимое условие и повседневного, и научного познания»
Нет принципиальных отличий в умении отличать ощущения, возникающие при наклоне конька в фигурном катании, различать фонемы в речи, оттенки цветов на бумаге или решать логические задачи, где нужно разбить на классы набор предметов или убрать лишнее. Механизм, принцип действий один, лишь стимулы разные.
Поэтому наш подход и метод — сенсомоторная интеграция «Совопрактика» — нацелен на работу именно с процессом классификации, так, чтобы обеспечить взаимодействие систем и способствовать построению структурированной реальности. Основная цель метода «Совопрактика — это развитие и построение структуры восприятия и действия в сплошном бесконечном потоке информации от органов чувств. В нашем методе используются не просто отдельные способы воздействия на сенсорную или моторную систему, а происходит интеграция систем при помощи введения иерархии, структуры, использования смыслов действий для достижения конкретных целей и задач в программах коррекции.
Карпинская Валерия Юльевна, психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры СПбГУ, руководитель научно-исследовательской программы методического центра «Сова-Нянька» и специалист по методу «Совопрактика особая».
Если ты поделишься этой новостью с друзьями, Сова будет тебе очень признательна!