Татьяна Мамина

134. Рассмотрение психических состояний детей и взрослых с точки зрения уровнего построения движений А.Н. Бернштейна

Проблема управления собственным психическим, физическим, функциональным состоянием является одной из актуальных проблем в психологии, психотерапии, медицине и т.д. До сих пор остаются нерешенными такие вопросы: что обуславливает управление эмоциональными реакциями, поведенческими проявлениями на уровне физиологии, психомоторики, психических процессов? С чего начинается оптимизация процессов после взаимодействия с фрустрирующими ситуациями?  и т.д. Данным вопросам посвящено много научно-исследовательских работ, тем не менее, нет единства взглядов на решение данной проблемы.
Состояние человека понимается как сложное, целостное, полифункциональное и полиструктурное явление [5]. Оно охватывает огромный спектр процессов происходящих в организме от условнорефлекторной деятельности человека до метапознания и творческого воображения [1, 2, 4]. Все это обуславливает глубокую индивидуализацию поведения при столкновении с проблемой или трудностью.
В.А. Ганзеном [5] была представлена единая структура психических состояний, где самый нижний, физиологический, уровень иерархической подструктуры включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций, психофизиологический уровень – вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики; психологический уровень – изменения психических функций настроения человека.
Всякий организм — это система, способная к саморазвитию и управлению как внутренними взаимосвязями между органами и функциями, так и соотношениями с факторами среды [1]. Мыслители периода «классического» механицизма в физиологии рассматривали организм как пассивную систему, отвечающую на внешние стимулы и приспосабливающуюся к условиям среды. Однако, в современной психологии взгляд на восприятие и действие претерпел существенные изменения. Человек не просто реагирует на воспринимаемые им объекты и явления, он активно конструирует действительность, а движения и действия  рассматриваются не как ответы на стимуляцию, а как то, что определяет как стимуляция будет воспринята [7, 8].Формирование психического состояния начинается с познания себя, других и окружающей действительности. Информация, которую мы воспринимаем, постоянно преобразуется и достраивается нами, вводятся новые неподвластные осознанию нашими органами чувств элементы [2, 6, 7, 8].  Нельзя увидеть стимуляцию рецепторов сетчатки, почувствовать механическую стимуляцию рецепторов кожи, услышать стимуляцию волосковых клеток внутреннего уха, чувствовать химическую стимуляцию рецепторов носовой перегородки [6]. Мы выстраиваем гипотезы, предположения относительно того, что воспринимаем [3].
У.Джеймс [3, 4], одним из первых обратил внимание на избирательную работу сознания по отношению к поступающей информации. Он сформулировал закон диссоциации образа при изменении сопровождающих элементов: сознание выделяет в предъявленном объекте в первую очередь те его качества, которые отличают данный объект от подобных, сопровождающих его предъявление; повторные предъявления того же объекта вместе с новыми объектами постепенно ведут к полному обособлению в сознании данного объекта. Этот закон хорошо поясняет следующий пример: «Если мы увидели в первый раз красный шар из слоновой кости, который тотчас же был унесен, то в нас остается представление этого шара, в котором все его свойства сливаются в нераздельное целое. Пусть вслед за этим перед нашими глазами предстанет белый шар, и тогда — только тогда, а не раньше — в силу контраста на первый план в нашем сознании выступит один из атрибутов шара — цвет. Таким образом, процесс понимания значения есть всегда выбор одного значения из многих возможных.
В условиях, где определенность образуется за счет выстраивания предположений относительно окружающей действительности, неизбежно могут возникать ситуации при которых выдвинутые гипотезы не находят своего подтверждения. Эти ситуации очевидно сопровождаются эмоциональными реакциями разной продолжительности и интенсивности, при этом имеющими негативную окраску. Это можно описать как разочарование, гнев, стресс, фрустрацию. Состояние фрустрации (от англ. Frustration – неудача, крушение) возникает при неудачах в осуществлении целей или намерений. Это и разочарование, и смущение, и растерянность, и отчаяние. Непосредственным поводом многих психогенных заболеваний является фрустрация. За неудачей может последовать состояние неуверенности, которое тем ярче, чем отчетливее в отношении к себе выражено чувством собственной неполноценности [5].
В современной психологии процесс познания немыслим без движений и действий, это часть процесса познания. Н.А. Бернштейн [1] рассматривал организм, как созданную в процессе эволюции активную целеустремленную систему, в которой восприятие и действия объединяются в единую систему взаимных преобразований.
Заслуги Н.А. Берштейна трудно переоценить, в настоящее время существуют попытки расширить теоретические обобщения его теории до описания функциональной структуры интеллекта [1, 2, 6] и т.д.. В нашей практической работе мы используем теорию уровневой организации движений Н. А. Бернштейна при работе с детьми и взрослыми в психологическом консультировании [3]. В свете уровневой теории организации движений оказалось возможным вычленить недоразвития согласованной деятельности отдельных церебральных систем и соотнести их с тем психическим состоянием, которое переживал клиент в данный период жизни. В описании физиологии активности Н.А. Бернштейн не только обосновал представление о построении двигательного акта, но и подробно описал уровневую природу его регуляции. Выделенным церебральным уровням построения движений Н. А. Бернштейн дал условные названия по первым буквам латинского алфавита с учетом морфофизиологической характеристики уровня.
Основываясь на этой теории, мы попытались в данной работе провести анализ недоразвития психомоторики детей, соотнести с различными проявлениями психических состояний и дать ряд способов регуляции этих состояний в применении теории уровневого построения движений Н.А. Бернштейна. Нами предложены принципы психологического консультирования, отличные от традиционных подходов. Психологическая работа должна быть индивидуализирована и учитывать структуру уровневых нарушений и психологического состояния.
При недоразвитии уровня В, часто можно наблюдать нарушения в сфере потребностей и интересов клиента, что в свою очередь может приводить и к снижению принятия ответственности за то, что происходит в жизни клиента. С одной стороны мы можем наблюдать неуверенность в поведении при взаимодействии с окружением, с другой стороны, уязвимость, которая провоцирует порой на агрессивное поведение. Работа с такими клиентами, как правило, начинается с проработки проприоцептивной афферентации с включением всех упражнений и игр, где необходимо ощущать собственное тело, находить опору под ногами, чувствовать изменения, происходящие внутри организма (хождение по неровной и неустойчивой поверхности, пролезания, ползание, качание, используя разные степени свободы снаряда, ритмика).
При недоразвитии уровня С, в большинстве случаев выделяются проблемы границ (телесных, социальных). В психомоторном плане можно наблюдать неуклюжесть, особенно при взаимодействии с пространством, в социальном: трудности вхождения в контакт (чрезмерная навязчивость или стеснительность). При работе с такими клиентами, особое внимание уделяется работе с границами предметного поля и пространства с включением зрительной афферентации.
При недоразвитии уровня D, E, (может наблюдаться и у здоровых людей (жалобы на плохое внимание, память, ориентирование в местности, взаимодействие с бытовыми предметами)) особое внимание уделяется в осознании и осмыслении абстрактных понятий через введение классов и категорий, контрастов и противопоставлений.
Вся работа проводится в сенсорно-динамическом зале «Дом Совы» Использование подвесного оборудования и снарядов разной текстуры и формы, позволяет сделать психологическую работу более продуктивной. Мы исходим из того, что тренировка движения состоит не в стандартизации «команд», не в научении «командам», а в научении каждый раз быстро отыскивать «команду», которая в условиях именно этого движения приведет к нужному двигательному результату. Нет однозначного соответствия между результатом движения и «командами», посылаемыми мозгом к мышцам. Есть однозначное соответствие между результатом движения и «образом потребного будущего», закодированном в нервной системе [1].  Такой подход обеспечивает принятие и понимание ответственности за происходящее в жизни клиента, к систематизации и структурированию разных процессов в жизнедеятельности человека, а также к эффективному поиску личностного смысла.
Литература
  1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Книга по требованию, 2012. 492с
  2. Величковский Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 2: учебник для вузов / Б. М. Величковский. 2-е изд., испр. И доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020 386 с.
  3. Мамина Т.М., Карпинская В.Ю.  Психологическая консультация в сенсорно-динамическом зале Дом Совы. Первая всероссийская конференция «Сенсомоторная интеграция: теория и практика»: сборник тезисов, СПб.: Нестор История. 2021, С. 38-41
  4. Сергиенко Е.А. Революция в когнитивной психологии развития // Российский психологический журнал. 2005. №2. С. 44–60
  5. Психические состояния/Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. – СПб: Издательство «Питер», 2000, 512 с.
  6. Фаликман М.В., Печенкова Е.В. Принципы физиологии активности Н.А. Бернштейна в психологии восприятия и внимания: проблемы и перспективы // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 4. С. 48—66.
  7. Mulligan Neil W. The Emergent Generation Effect and Hypermnesia: Influences of Semantic and Nonsemantic Generation Tasks. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, And Cognition. Vol. 28 (3), 2002, P. 541-554
  8.  Oosterwijk S.,  Kristen A. Lindquist E., Dautoff A.R.,Moriguchi Y., Feldman Barretta L. States of mind: Emotions, body feelings, and thoughts share distributed neural networks // Neuroimage. 2012 Sep; 62(3): 2110–2128.
 

Если ты поделишься этой статьёй с друзьями, Сова будет тебе очень признательна!

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.