СДВГ

150. Всё понятно про СДВГ — Часть 2. «Глюкавое железо»

«Всё понятно про СДВГ» — Часть 2. «Глюкавое железо».

Продолжаем тему «всёужедавнопонятного» про СДВГ. В предыдущей публикации (здесь: https://nannyowl.ru/149-news/) я говорил, что диагноз «СДВГ» может соответствовать очень широкому перечню самых разных ситуаций и состояний, от хронического недосыпа до злоупотребления психоактивными веществами. И некоторые вполне уважаемые люди на этом основании даже заявляют, что СДВГ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Ричард Сол, доктор медицинских наук, целую книжку про это написал. Так и называется: «ADHD does not exist». А Фред Боман — другую, с не менее говорящим названием: «Мошенничество под названием СДВГ. Как врачи сделали нормальных детей «пациентами»»

По различным вариантам «несуществующего» СДВГ мы, я думаю, впоследствии ещё пройдёмся (стоит это сделать). Но, вообще-то, меня интересует только один из них. Который я неплохо знаю изнутри и который наблюдаю каждый день СНАРУЖИ (да, так сложилось, что в нашей семье не один СДВГ-шка). Он — про «задержку созревания» определённых мозговых структур. (Почему в кавычках — постараюсь раскрыть в следующем посте.)

Не только лобных долей, кстати. Такие дети часто плохо понимают своё тело, имеют серьёзные проблемы по части сенсорной интеграции. Из которых, собственно, и вытекают проблемы с вниманием. Из которых, в свою очередь, вытекают проблемы с учёбой. — Ну как тут можно решать какой-нибудь пример по математике, если буквы и цифры у тебя перед глазами скачут, превращаются друг в друга, меняются местами, дерутся между собой и корчат тебе рожи?

Я, может быть, немного преувеличиваю здесь — и это тоже проявление моей «СДВГ-шности» — но, думаю, что такая гиперболизация здесь оправдана. Важно понимать, ПОЧЕМУ СДВГ-шкам сложно сохранять фокус. Одна из причин (возможно, главная), — в том, что у них НЕ АВТОМАТИЗИРОВАНЫ в должной степени и в нужном качестве процессы восприятия, которые лежат в основании, в фундаменте высших психических процессов.

Можно привести параллель с компьютером. Если у вас «глючит» компьютерная программа, то это совсем не обязательно из-за того, что САМА ПРОГРАММА криво написана. Она ведь выполняется в определённой среде, опирается на работу ДРУГОЙ компьютерной программы более низкого уровня — операционной системы. В которой могут быть свои «баги». И которая, в свою очередь, ТОЖЕ работает не в идеальной среде, а на конкретном компьютерном «железе». Которое вполне может работать некорректно. Процессор, скажем, перегрелся, или кондёр на материнской плате вспух… В своё время, будучи аспирантом Академии Гражданской авиации, я подрабатывал, набирая тексты в первой версии Ворда, на допотопном компьютере, работавшем под управлением Windows 3.0. Вот я насмотрелся на разные глюки и зависания, скажу я вам! Компьютер приходилось перезагружать каждые 10-15 минут, иногда чаще.

По-моему, это прекрасная метафора того, что происходит в голове СДВГ-шки. Здесь программа Ворд — это аналог некой решаемой УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. Windows и компьютерное железо — аналог базовых психических процессов, на которые решение этой задачи опирается.

А сам оператор? Оператор — это наши ЛОБНЫЕ ДОЛИ. Обеспечивающие функционирование третьего функционального блока мозга, по Лурия, — блока программирования, регуляции и контроля. Если с лобными долями всё в порядке, то оператор компьютера, скорее всего, сможет выполнить поставленную задачу даже на самом глюкавом компе. Ну, перезагрузит его десять раз в процессе набора текста. Ну, потратит на набор не 10 минут, а 30. Но наберёт.

А если нет? Если не только «винда глючит», но и оператор забивает на работу болт при первом зависании программы?

Тогда, конечно, далеко не уедешь. И над «оператором компьютера» нужен ЕЩЁ ОДИН уровень контроля — уже внешнего. В виде, например, героического родителя. Сидящего за уроками вместе с ребёнком и поминутно тыкающего его в бок: «Делай задание! Делай задание! Делай задание!»

К счастью, предложенная метафора имеет свои ограничения. Человеческий мозг — не компьютер, а наша психика — не операционная система. Никакая компьютерная программа не может изменить ни на йоту архитектуру электрических связей между элементами на материнской плате. А наша психика делает это постоянно. Всё, о чём мы думаем, тревожимся или мечтаем, МЕНЯЕТ НАШ МОЗГ. На аппаратном уровне.

И в этом — надежда для родителей СДВГ-шек и их педагогов.

Илья Коробков
«Эти несносные СДВГ-шки»

👉🏻 «Всё понятно про СДВГ» — Часть 1. «СДВГ — не болезнь!»: https://nannyowl.ru/149-news/

Если ты поделишься этой статьёй с друзьями, Сова будет тебе очень признательна!

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.