О нейропсихологической подготовке к школе слышали многие родители. Кое-кто даже успел пройти её со своим малышом. В тоже время, далеко не все уверены в её эффективности. А ведь во многих случаях такие занятия не просто желательны, а очень необходимы! В абсолютном большинстве случаев дошкольная подготовка наших малышей является недостаточной и неполной, а такими занятиями ситуацию можно эффективно поправить. В недоверии же к такому типу занятий виноваты, в первую очередь, слухи и мифы, которыми они уже успели «обрасти».
Огромное спасибо Дарье Тарасовой, клиническому психологу и нейропсихологу детского центра «Сова-Нянька», которая помогла нам развенчать самые известные из них.
Миф 1
Нейропсихолог, как любой обычный педагог, будет просто учить с ребёнком цифры, буквы, писать прописи и решать задачи. Такие занятия ничем не отличатся от стандартной подготовки с репетитором.
Реальность:
В действительности нейропсихолог сначала определяет, какие у ребёнка есть (или могут возникнуть) трудности в освоении школьных навыков. В первую очередь, задача нейропсихолога – работать с выявленными слабостями общего развития ребёнка. В отличии от обычного репетитора, нейропсихолог хорошо понимает причины и механизмы их появления и способы влияния на них.
Основу занятий составляют двигательные упражнения и сенсорно-моторные игры. Именно они формируют в развитии ребёнка базовый фундамент для освоения школьных знаний, навыков и самое главное возможности ребёнка учится самостоятельно. Только после того, как специалист убедится, что основа физического развития сформирована, он начинает плавно водить в занятия изучение букв, цифр, настольные игры и задачи на логику.
Миф 2
У нейропсихолога есть одна стандартная программа подготовки к школе. Со всеми детьми специалист занимается одинаково.
Реальность:
Нейропсихолог каждый раз строит новую индивидуальную программу для каждого ребёнка. Конечно, бывает, что разным детям в силу схожести трудностей̆ будут подходить схожие задания и упражнения, но чаще всего это не так. Нейропсихологическая подготовка к школе – это персональный курс, сформированный под конкретного малыша с учётом индивидуальных трудностей. Только с таким подходом можно добиться результата в кратчайшие сроки.
Миф 3
Нейропсихологическую подготовку к школе можно пройти за пару месяцев перед школой.
Реальность:
Если у ребёнка нет никаких трудностей, то ему по факту и подготовка к школе не нужна, а вот если трудности всё же есть, то здесь уже вопрос в их выраженности, количестве, уровне и так далее. За два месяца действительно можно добиться видимого результата, но он будет частичным и явно недостаточным. Надо понимать, что нейропсихологическая подготовка к школе – это не волшебная таблетка, а планомерная работа по дошкольной подготовке. Оптимально пройти с малышом диагностику за год-полтора до начала школьных занятий и планомерно, без спешки работать с выявленными трудностями. Такой подход гарантирует, что ребёнок спокойно, без стрессов и своевременно зайдёт в школьный режим.
Миф 4
Специалист не важен. Любой нейропсихолог возьмёт вашего ребёнка и подготовит его к школе.
Реальность:
В реальности всё зависит от того, с какими трудностями пришёл ребёнок и работает ли конкретный нейропсихолог с ними. Специалист ещё до начала курса ОБЯЗАН определить, может ли взять конкретного малыша и работать с ним, или ему необходимо перенаправить его к коллеге. Иногда требуется другое направление работы или помощь другого специалиста, например, детского психолога, логопеда, невролога, семейного психотерапевта. Отсюда главное правило: при выборе места прохождения нейропсихологической подготовки к школе предпочтение необходимо отдавать центрам, где собрана команда разнопрофильных, опытных специалистов и есть всё необходимое современное оборудование.
Миф 5
Занятия по подготовке к школе снимают все риски, и при обучении в школе помощь ребёнку больше точно не понадобится.
Реальность:
Действительно, после прохождения нейропсихологической подготовки большинство деток не испытывают сложностей с обучением в школе. Однако в жизни ребёнка много переменных, на которые нейропсихолог повлиять просто не в силах. По этому, если до школы у малыша были выявлены и решены трудности, желательно отслеживать их ещё в течение первого класса. Периодические, профилактические консультации специалиста – то, что нужно.
Миф 6
Грамотный нейропсихолог решит все трудности и без участия родителей.
Реальность:
Занятия – это взаимная ответственность родителей и специалиста. Хороший нейропсихолог сделает всё для того, чтобы качество работы и эффективность были на высоте. А вот качество жизни ребёнка, условия его развития – это зона ответственности родителей. И только в их силах создать режим дня, настроить питание, сформировать отношение к жизни и другим людям и многое другое.
Если работать только «кусочно», то общую гармоничную картину будет выстроить крайне сложно, а порой даже невозможно. Хотим результат – сразу настраиваемся на командную работу!
Совиную нейропсихологическую подготовку к школе можно пройти тут: https://nannyowl.ru/detki/