Групповые занятия сенсомоторной интеграцией. Как это работает?
Еще в раннем возрасте, до того, как ребенок идет в детский сад, многие родители начинают задумываться о посещении групповых развивающих занятий.
Безусловно, такие занятия являются важной ступенькой на пути адаптации к коллективу в детском саду и отличным подспорьем родителям при решении нелегкой задачи развития ребенка.
К тому же, есть возможность сравнить развитие детей одного возраста и вовремя обратить внимание на:
— признаки задержки когнитивных функций;
— проблемы в коммуникации;
— сложности в речевом развитии.
Очевидны плюсы групповых занятий:
— ребенок общается в коллективе;
— ребенок учится взаимодействовать с детьми и преподавателем;
— стоимость групповых занятий часто ниже индивидуальных.
Есть и минусы:
— в группе ребенок получает меньше внимания и индивидуального подхода, чем при персональной работе;
— в группе инструкторы обычно ориентируются на «среднего ребенка».
Но как быть, если ребенок успевает всё сделать быстрее других, а уровень его интеллектуального развития выше? Есть вероятность, что он будет скучать, быстро потеряет интерес к занятиям. С другой стороны, дети, которые отстают от других, могут проявлять неуверенность в себе, раздражительность, нежелание посещать занятия. Эти факторы требуют от специалиста при формировании группы очень внимательно подходить к оценке возможностей каждого ребёнка.
Индивидуальный подход сложно осуществить в группе, разве что частично. При этом важно помнить, что даже самый тихий ребенок хочет, чтобы его заметили, уделили внимание, хочет быть услышанным.
Считается, что одной из самых серьезных проблем групповых занятий является отбор в группы по возрасту, причем разброс возрастов в одной группе может быть довольно большим, до 5 лет. Конечно, у детей с разницей в 1-5 лет совершенно разные возможности, знания и умения, а также желания и интересы.
Есть методы построения эффективных занятий, когда присутствие детей разных уровней развития не просто оправдано и желательно, а является необходимым условием при формировании группы.
Бытует мнение, что при выборе занятия необходимо отталкиваться от цели: если цель — это общение и взаимодействие с детьми, принятие общих правил и норм поведения, повышение самооценки, снижение тревожности, агрессивности, то группа может помочь. Но если речь идет о когнитивном развитии ребенка, в том числе и особенного, то часто предпочитают индивидуальные занятия. Однако подобная постановка цели верна лишь отчасти!
Дело в том, что когнитивное развитие идет в том числе и в социальном взаимодействии. Качественная групповая работа предлагает совершенно особенную среду для развития логики, памяти и внимания. Среду, ПРИБЛИЖЕННУЮ К ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ, где ребенок все время взаимодействует с людьми, а окружение является одним из обязательных условий решения задач.
Умение строить связи и отношения с другими людьми требует ничуть не меньше, а иногда и гораздо больше интеллектуальных усилий, чем умение строить связи между предметами и явлениями физического мира или числами.
В рамках Совопрактики (сенсомоторной интеграции) групповая работа является обязательной составляющей для развития одного из важнейших уровней функциональной структуры интеллекта — уровня пространственного поля.
При этом проблемы, связанные с необходимостью уделять внимание каждому ребенку, эффективно решаются:
— небольшим составом группы;
— чередованием индивидуальных и групповых занятий;
— отбором детей в группу не по возрастному признаку, а по целям коррекции или развития. Все вышеперечисленное активно используется на занятиях Совопрактикой (сенсомоторной интеграцией) и применяется при построении индивидуального плана развития и коррекции ребенка на первичной консультации.
Что касается несомненных преимуществ групповой работы, то среди них:
1. Высокая скорость усваивания материала за счет многообразия заданий и возможности работы над заданиями с разными партнерами.
2. Высокий уровень мотивации. Когда дети смотрят на обучение других, то им хочется двигаться в обучении вместе с остальными участниками.
3. Свободная обстановка. В группе всегда легче сохранять непринужденную обстановку. Постоянное обсуждение эмоций, причин для беспокойства, общие проблемы при решении задач позволяют ребёнку понять, что все в группе имеют схожие трудности, а значит, нечего бояться или стыдиться. Это обеспечивает быстрый прогресс в решении трудностей.
Сложно ответить на вопрос о том, в какой возрастной период наиболее эффективно групповое занятие. Конечно, до трех лет детям удобнее заниматься индивидуально или в группах «мама и малыш». А вот после трех и до достижения 18 лет групповые занятия невероятно эффективны! Особенно, если в основе деления на группы использовать не только возраст, но развитие функциональной структуры интеллекта на разных уровнях. Как бы странно это ни звучало, в одну группу при таком делении могут попасть, например, дети 4-10 лет или 7 и 14. При этом, всем участникам будет одинаково интересно и полезно пройти подготовленный маршрут и решить поставленные задачи.
Групповые занятия показаны в тех же случаях, что и индивидуальные.
1. Различные виды нарушений в развитии или поведения у детей:
— задержка психического развития;
— отставание в психическом развитии;
— синдром дефицита внимания и гиперактивности;
— речевые нарушения;
— патологические привычки у детей.
2. Группа позволяет решить сложности, возникающие в связи с эмоциональным или коммуникативным развитием:
— застенчивость, тревожность;
— сложности в установлении контакта со сверстниками и взрослыми.
Есть ещё один, не всегда очевидный, но немаловажный для родителей плюс от групповых занятий. Как правило, стоимость группового занятия значительно ниже, чем индивидуального; однако нужно очень внимательно отнестись к выбору программы и методу работы. Именно специалист, знающий основы и методологию Совопрактики (сенсомоторной интеграции), способен грамотно подобрать сочетание групповых и индивидуальных занятий для ребенка — так, чтобы затраченное время и средства привели к максимальному результату, а ожидания оправдались.
***
Публикацию для нас подготовила Валерия Юльевна Карпинская, доктор психологических наук и руководитель направления научных исследований компании «Сова-Нянька».