Эгоцентричность мысли, децентрация и социализация: что это и для чего нужно?
Каждый ребенок при рождении обладает определенной программой действий (примитивные рефлексы), которая обуславливает его познание и взаимодействие со средой. Первоначально ребенок центрирован на себе и слит телесно с человеком, который осуществляет за ним уход. Свое тело он познает через другого и благодаря другому, раз от раза открывая для себя свои ручки, глазки и прочие части тела. Благодаря примитивным рефлексам ребенок начинает осваивать предметы в своем окружении: сосет грудь матери или рожок, затем сосет пеленку, пальчик и тд. Такой процесс называет ассимиляция (Ж.Пиаже, 2004), постепенно ребенок научается переносить врожденные программы действий на предметы не связанные с прямым обеспечение жизнедеятельности, такой процесс в своих трудах Жан Пиаже назвал аккомодацией.
В исследованиях детских представлений о мире и физической причинности Пиаже показал, что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, то есть он не видит вещи в их внутренних отношениях. В этом выражается парадокс детской мысли, ребенок находится одновременно ближе к непосредственному наблюдению и более отдален от реальности; он одновременно ближе к миру объектов и дальше от него, чем взрослые.
Дети до определенного возраста не умеют различать субъективный и внешний мир. Ребенок начинает с того, что отождествляет свои представления с вещами объективного мира, это выражается в эгоцентризме детской мысли, и лишь постепенно приходит к различению их друг от друга. Сначала, на ранних ступенях развития, каждое представление о мире для ребенка истинно, для него мысль и вещь почти не различаются. Такое мышление Пиаже назвал эгоцентричным.
Эгоцентризм означает, что ребенок, представляя себе природу и других людей, не учитывает свое объективное положение как мыслящего человека. Эгоцентризм означает смешение субъекта и объекта в процессе акта познания. Пиаже подчеркивал, что снижение эгоцентризма объясняется не добавлением знания, а трансформацией исходной позиции, когда субъект соотносит свою исходную точку зрения с другими возможными. Освободиться в каком-то отношении от эгоцентризма и его следствий – значит в этом отношении децентрироваться, а не только приобрести новые знания о вещах и социальной группе. У ребенка знаки начинают свое существование, будучи первоначально частью вещей. Постепенно, благодаря деятельности интеллекта, они отделяются от них. Тогда он начинает рассматривать свое представление о вещах как относительное для данной точки зрения. Только путем постепенной дифференциации и децентрации внутренний мир выделяется и противопоставляется внешнему. Дифференциация и децентрация зависит от того, насколько ребенок осознал свое собственное положение среди вещей.
Что помогает ребенку децентрироваться, лучше узнать себя и других, а также успешно социализироваться?
Ответ прост и очевиден: активное взаимодействие с другим человеком, помогает ребенку познавать себя. По словам Пиаже, освободиться от эгоцентризма – значит осознать то, что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным «Я» систему общих и взаимных отношений.
На групповых занятиях не только развивается сенсомоторная сфера ребенка, но и создаются условия активного взаимодействия детей друг с другом.
Занятия в группе помогут:
• Развить в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим;
• Справляться со своими страхами и стрессом;
• Развить в себе сильные стороны своего характера.
Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Очень важно побуждать детей давать обратную связь одноклассникам и учителям. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.
Предоставляйте детям возможность говорить и о неприятных для них вещах, внимательно выслушивая их при этом. Научите их рационально распределять свое время, выполнять свои обязательства и расслаблять душу и тело (К.В. Фопель, 1996).
***
Мамина Татьяна Михайловна , кандидат психологических наук и руководитель научно-методического центра «Сова-Нянька».