212. Что такое СДВГ? Советы родителям детей с СДВГ 2

212. Что такое СДВГ? Советы родителям детей с СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – поведенческое расстройство, которое диагностируется, в основном у детей. Это состояние характеризуется чрезмерной подвижностью, неорганизованностью, поэтому его часто объясняют обычной невоспитанностью. Однако это не так. СДВГ – это неврологическое расстройство, которое сам ребенок контролировать не может.

К счастью, современное общество признает проблему, уходит от установки «СДВГ = невоспитанность» и понимает, что, как и при других заболеваниях, люди с СДВГ нуждаются в лечении, а также, поскольку синдром чаще всего выявляется у детей, в помощи родителей для облегчения и контроля состояния. Попробуем разобраться, как нужно вести себя родителям
ребенка с СДВГ.

Чаще всего симптомы СДВГ проявляются в возрасте от 3 до 6 лет. Большинство случаев диагностируется между 6 и 12
годами. Для постановки диагноза требуется длительное (не менее 6 месяцев) наблюдение за ребенком.

Выделяют три типа СДВГ:

  • невнимательный;
  • гиперактивно-импульсивный;
  • комбинированный.

🦉 Прогнозы: что будет, если не лечить СДВГ, и чем помогает терапия

Около 30 % детей с СДВГ «перерастают» его – с возрастом симптомы исчезают или уменьшаются до такой степени, что не мешают нормальной жизни. У части детей расстройство остается на всю жизнь и, если не принимать меры по его коррекции, может существенно осложнить ее.

В раннем возрасте СДВГ может способствовать задержке двигательного и речевого развития. Как правило, в это время
синдром еще не диагностирован, и по соответствующим нарушениям можно его заподозрить. У детей школьного возраста
из-за нарушения концентрации внимания снижается успеваемость, гиперактивность, неспособность усидеть на одном месте
нередко приводят к конфликтам с учителями. Детям с СДВГ сложнее завести друзей.

Синдром повышает риск случайных травм, ожогов, отравлений. Кроме того, при СДВГ существует повышенный риск развития некоторых других заболеваний – астмы, аллергии, сахарного диабета и т. д.

В более старшем возрасте к проблемам с социализацией, обучением (а следовательно, и успешным построением карьеры)
присоединяются риски других психологических расстройств: депрессии, ОКР. Подростки, взрослые люди с СДВГ более подвержены различным зависимостям.

🔎 Существует ли решение проблемы

Вовремя начатая терапия, постоянное наблюдение у специалистов, психологическая поддержка помогают людям с СДВГ жить
полноценной и продуктивной жизнью. В лечении синдрома сочетают медикаментозные и немедикаментозные методы. К
немедикаментозным относятся психотерапия и работа в семье, которую не стоит недооценивать.

👶 Как помочь ребенку (и себе): советы родителям детей с СДВГ

  • Благоприятная психологическая атмосфера, грамотно выстроенная иерархия в семье, соблюдение режимных моментов,
    использование некоторых неочевидных вещей для создания комфортной окружающей, развивающей и обучающей среды –
    играют важную роль в успешной коррекции. Чтобы не усиливать и без того высокий уровень стресса у ребенка,
    родителям придется приложить немало усилий.
  • «Сначала маску на себя, потом на ребенка» – помните это правило, о котором каждый раз предупреждают пассажиров
    самолета перед началом полета? Оно применимо и к семьям, в которых растут гиперактивные дети. Особенно к таким
    семьям. Психологическая устойчивость родителей – немаловажный фактор успеха терапии СДВГ. Не забывайте об
    отдыхе, постарайтесь обеспечить себе достаточный полноценный сон, уделяйте время своим хобби и интересам. Кроме
    того, нет ничего страшного в том, чтобы обратиться за помощью к психологу или психотерапевту, если вы не
    справляетесь с ситуацией самостоятельно.
  • Главный в семье – это взрослый. Он контролирует не только режим и занятия, но и игры, развлечения, предметы,
    желаемые виды деятельности. Не позволяйте ребенку манипулировать вами, но и сами придерживайтесь установленных
    правил. Со стороны взрослого не должно быть поведения типа «я своему слову хозяин – хочу даю, хочу беру
    обратно». Отсутствие четких правил увеличивает уровень стресса у ребенка с СДВГ.
  • Организуйте четкий режим дня. Подъем, отход ко сну, игры, занятия, прогулки, завтрак, обед и ужин должны быть в
    одно и тоже время и в одной и той же последовательности изо дня в день. Постарайтесь сделать жизнь ребенка
    максимально предсказуемой и исключить из нее внезапные, незапланированные события. Если ваш ребенок уже умеет
    читать, можно составить расписание, которому он должен будет следовать. Для маленьких детей можно сделать
    расписание с использованием картинок.
  • Отдельно поговорим о сне. Здоровый полноценный сон важен для всех детей, он способствует нормальному физическому
    и психическому развитию. Во время сна все процессы в организме замедляются, происходит «перезагрузка» нервной
    системы, ребенок просыпается спокойным и отдохнувшим. Однако у детей с СДВГ нередко наблюдаются нарушения сна – трудности засыпания, пробуждения, недостаточный сон ночью и
    чрезмерная сонливость днем. Чем могут помочь родители, помимо жесткого соблюдения режима? Исключите любую
    активную деятельность вечером, организуйте для ребенка за 1-2 часа до сна период спокойного бодрствования –
    «мостик в сон», придумайте совместный или его личный ритуал для отхода ко сну. Хороший эффект имеет утяжеленное
    одеяло – оно снижает тревожность, помогает ребенку быстрее уснуть, делает сон более спокойным. В основе этого
    эффекта лежит принцип глубокой сенсорной терапии, или терапии глубокого давления — deep pressure therapy (deep
    touch pressure). Мягкое давление на тело помогает активировать парасимпатическую систему и успокоить
    симпатическую, то есть «переключить» мозг из режима «бей или беги», который запускается в стрессовых ситуациях,
    в режим покоя. Кроме того, глубокое давление снижает выработку кортизола – т. н. гормона стресса и увеличивает
    секрецию дофамина – гормона удовольствия.
  • Во время занятий с дошкольником или при приготовлении уроков школьником, следите за тем, чтобы объем информации
    не был слишком большим – ребенку трудно удержать его в голове. Сложное задание лучше разделить на несколько
    этапов, также следует чередовать разнообразные задачи. Во время приготовления уроков после каждого предмета
    стоит делать небольшой перерыв. Помочь ребенку спокойно настроиться на работу, не нервничать за уроками помогут
    утяжеленные вещи – жилет, шарф, подушка, которую можно положить на колени. Они действуют так же, как утяжеленное
    одеяло, описанное чуть выше. Если вы видите, что ребенок начинает нервничать, совершает однообразные движения,
    предложите ему занять руки фиджетами – специальными мелкими предметами, перебирая которые, он сможет
    успокоиться. После успешно выполненного задания, сделанных уроков обязательно похвалите ребенка. Еще лучше –
    выдавать ему осязаемое поощрение, которое поможет закрепить положительную связь «выполненное задание/урок –
    стимул». Так вы укрепите его мотивацию и поможете понять, что учеба – не наказание, а важный и полезный труд.
  • Несмотря на то, что ребенок с СДВГ слишком подвижный, ему необходимы физические нагрузки – они помогают
    уменьшить перенапряжение нервной системы и снять стресс. Однако помните, что гиперактивность – это не
    переизбыток энергии (ребенок сам устает от своей активности) и не пытайтесь записать его сразу в 3-4 спортивные
    секции. Это грозит, помимо всего прочего, хронической усталостью. Стоит выбрать один вид спорта, который по душе
    ребенку. Чаще рекомендуют индивидуальные виды – плавание, ходьба, бег, теннис, однако, если ваш ребенок хорошо
    чувствует себя в команде, можно попробовать заняться хоккеем или футболом. Всегда ориентируйтесь на самочувствие
    и ощущения ребенка. Заниматься оздоровительной физкультурой, кстати, вполне можно и дома, используя подходящие
    для этого предметы – балансиры, мячи, массажные коврики.
  • Обеспечьте ребенку возможность уединения. Создайте в его комнате атмосферу спокойствия, в которой он сможет
    расслабиться, отдохнуть, переключиться с активной деятельности на спокойную. В этом помогут изделия из
    фибероптических волокон, сухой бассейн, волшебная пещера, которая поможет спрятаться от всего мира, и другие
    приспособления.

Чек-лист: Примеры занятий для детей с СДВГ школьного возраста (7-10 лет)

👉 Упражнения на развитие внимания

«Отгадай» 

Необходимо подготовить набор карточек из 20-50 штук с изображением разных объектов. Их следует разложить на столе перед ребенком рисунком вверх и сообщить ему, что вы загадали один из объектов. Он должен угадать его, задав не более 20 наводящих вопросов, на которые можно дать только односложный ответ «да» или «нет». Количество карточек и вопросов можно варьировать. Если ребенок не может сам придумать вопросы, можно предложить ему список из заранее заготовленных.

«Наблюдательность» 

Попросите ребенка описать место или ситуацию из жизни, в которых он находился/находится часто или постоянно. Это может быть его комната, путь из школы и т. д. Рассказ должен быть максимально подробным, с учетом деталей.

«Найди отличия» 

Предложите ребенку две карточки или рисунка максимально похожих, но с несколькими мелкими отличиями. Попросите его найти все отличия. Можно обозначить их количество. Усложнить задание можно, выделив на его выполнение определенное время.

👉 На тренировку самоконтроля

«Условные знаки»

Обозначьте условия упражнения. Например, когда родитель или педагог поднимает руки вверх, ребенок (группа детей) может громко говорить, петь, шуметь, прыгать на месте. Палец, поднесенный к губам, означает, что нужно говорить шепотом, медленно двигаться. Скрещенные руки – знак замолчать и замереть на месте. Повторяйте условные знаки в разном порядке.

👉 Тренировка осознания чувств и эмоций

«Мячик»

Попросите ребенка закрыть глаза и дайте ему в руки небольшой предмет. Это может быть массажный мячик, какие-то небольшие фиджеты. Попросите ребенка ощупать предмет, произвести с ним какие-либо действия – покрутить, покатать между ладоней, подышать на него. Затем попросите малыша открыть глаза и описать чувства и эмоции (не предмет!), которые возникали у него во время этих действий.

👉 Для снятия мышечного напряжения, переключения внимания во время занятий

«Многоножка»

Ребенок, перебирая пальцами обеих ладоней, двигается от одного края стола к другому, а затем в обратном направлении. Затем можно усложнить задачу, предложив «бегать» по столу только двумя пальцами на каждой руке, например, средним и указательным.

📖 Полезные материалы

✅ Сайт фонда «Обнаженные сердца» – информационная платформа для специалистов и родителей детей с особенностями развития
✅ Сайт Mayo Clinic
✅ Раздел для родителей сайта организации «Дети и взрослые с синдромом дефицита внимания/гиперактивности» (CHADD) (США)
✅ Сайт Всемирной федерации СДВГ

Поделитесь с друзьями

Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в vk
VK
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в skype
Skype
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в email
Email

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.