Друзья,
Мы продолжаем отвечать на ваши вопросы, полученные нами во время вебинара «Диалоги Совы. Как научить тело быть ловким, а ум — изобретательным? Часть 1». На этот раз ответить на них, при помощи своей статьи, нам помогает руководитель научно-методического центра «Сова-Нянька» Татьяна Мамина.
Крошка сын к отцу пришёл…
«Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха:
– Что такое хорошо и что такое плохо?»
Каждый из нас прошёл свой путь от рождения до того периода, на котором сейчас находится: детство, юность… – взросление во всех красках и контрастах. Тем не менее, когда у нас появляются собственные дети, мы начинаем задавать вопросы: а что будет полезно и важно для ребёнка, на что нужно обращать внимание, и так далее.
Кратко о том, на что важно обращать внимание при взаимодействии с ребёнком:
1. Не забывайте, что дети по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а самое главное – по-другому осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире, в отличие от нас, взрослых. Взрослый выступает как помощник, партнёр, который находится рядом, а не бежит впереди. Ваш авторитет важен для ребёнка, но наша основная задача как родителя сформировать у ребёнка его собственный авторитет. Это сейчас ребёнок умеет и знает хуже, чем мы. Придёт время, и благодаря поддержке взрослого и его вере в самого ребёнка, он сможет многого достичь.
2. Прежде чем ругать ребёнка за неумение, попытайтесь понять природу его трудностей. Он постоянно падает не потому, что хочет падать; возможно, дело в его физиологических особенностях или непонимании схемы собственного тела. Если ребёнок совершает ошибки в движениях, в учёбе (плохой почерк, низкая грамотность, невнимательность) – разберитесь, с чем связаны эти трудности. Возможно, у ребёнка плохо развито пространственное различение, плохой фонематический слух или плохо сформированы зрительно-предметные отношения, низкая слуховая или зрительная память и т.д. Создайте условия, которые помогут ему преодолеть эти трудности:
● Проработка каждого отдельного компонента с вами, логопедом, психологом.
● Адекватная и целенаправленная физическая нагрузка.
● Ваша любовь и терпение.
Без этого никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозге к моменту рождения) развиться не могут!
3. Дети активны по своей природе. Лень – это формат поведения, который навязывает ребёнку взрослый, чтобы сделать «удобного» ребёнка. Прежде, чем дать ребёнку «соску» в виде телефона или телевизора, подумайте, чем бы вы смогли заняться с ним вместе. Просто, вообразите, что телефона и телевизора сейчас рядом нет. Постепенно ребёнок приучится к самостоятельности, у него будет огромный багаж игр, в которые он сможет играть сам. Не спешите покупать ему всевозможные игрушки, научите его создавать игры из подручных предметов. Настоящее ленивое время – это рай для ребёнка, это мир, в котором появляется фантазия и новые интересы.
4. Для детей крайне необходимы границы: пространственные, временные, образные. Больше всего ребёнок боится хаоса обрушивающихся на него впечатлений, событий внешней и внутренней жизни, которые ему нужно как-то организовывать, чтобы их понять и с ними совладать. Начните с тела ребёнка, познакомьте ребёнка с его телом. Через игру: используйте потешки, стишки, обязательно сопровождайте прикосновениями, объятиями, поглаживаниями. Используйте детские энциклопедии, расскажите о половом различии людей, не бойтесь называть органы своими именами.
5. Дети любопытны во всём, не запрещайте им познавать самих себя! Для ребёнка важна собственная территория и пространство. Даже если вы живете в небольшой квартире, сделайте маленький уголок для вашего ребёнка, место, где он может уединиться. Возможно, это будет плед, под который можно забраться с фонариком, или коробочка, где лежат ценные вещи. Фантазируйте, спрашивайте у своих детей, предлагайте, но не решайте за своего ребёнка. Познакомьте детей с понятиями «начало» и «конец» в пространстве. Предоставьте ребёнку варианты взаимодействия с различными предметами. Через игру познакомьте ребёнка с расстояниями между предметами, пусть он ощутит их величину и форму, тяжесть и плотность. Дайте ребёнку возможность по-разному осмысливать окружающий мир, где есть контрасты и разнополюсные отношения (например, холодно-горячо и т.д.).
6. В быту, в обучении, давая задание детям, старайтесь включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Вы можете помогать наводящими вопросами, при этом старайтесь, чтобы ребёнок сам «открыл» принцип решения. Без ошибок не обойтись, придется поднакопить терпения. Конечно, есть ситуации, когда лучше показать, как делать и прокомментировать, то есть назвать то, что вы делаете. Это касается ситуаций технического овладения взаимодействия с предметами. В этих ситуациях разберите с ребёнком принцип взаимодействия с предметом или принцип выполнения задания, не забывая подталкивать его к поиску собственных решений. Не нужно изобретать велосипед, если он уже есть, но можно усовершенствовать его и сделать что-то ещё лучше.
7. Если вам хочется отругать ребёнка, сосредоточьтесь на своем теле: вдох-выдох, сосчитайте до пяти; посмотрите на свои ноги, почувствуйте опору под ногами, подумайте о том, чего вы испугались, так как агрессия, гнев – это, прежде всего страх. Не спешите высказывать свое отношение к ребёнку, разберите, в чем его ошибка, старайтесь излагать кратко и точно, чем вы недовольны. Не нужно сравнивать с собой или с кем-то другим. Разберите ситуацию, а не самого ребёнка.
8. Важно не столько научить чему-то сколько сделать так, чтобы ребёнок захотел научиться! Играйте, создавайте правила и цели!
Мамина Татьяна, руководитель научно-методического центра «Сова-Нянька».
не забываем зарегистрироваться на второй, практический, вебинар из серии «Диалоги Совы. Как научить тело быть ловким, а ум — изобретательным?»: https://forms.gle/WDz3jDaUMr1G29L98
анонс вебинара вот тут: https://vk.com/sovanyanka?w=wall-64397736_15650
а тут доступ к записи первой, теоретической части: https://nannyowl.ru/dialogi-2/
Если ты поделишься этой новостью с друзьями, Сова будет тебе очень признательна!