Игры для детей

64. Игры для детей от рождения до двух лет.

Игры для детей от рождения до двух лет.

Когда я работала психологом в детской поликлинике, вторым по частоте от родителей детей одного-двух лет был вопрос: «Во что лучше всего играть с ребенком?» (вариации: «Какие игрушки стоит покупать?», «Что будет полезно для его/её общего развития?»)🤭 А самый частый вопрос был, конечно, про речь и про то, как же её простимулировать и развить :)

К нам в Сову также часто приходят вопросы о том, как поддерживать здоровое сбалансированное развитие детей раннего возраста, как развивать крупную моторику у малышей, чем вообще можно заниматься с крохами, чтобы это было им и интересно, и полезно.

Так что сегодня мы поговорим с вами об играх для детей от рождения до двух лет 👫⚽🚙

«Неужели уже с младенцами можно во что-то играть?» — может быть, удивитесь вы. На самом деле, можно! 😇 И это будет полезно не только для гармоничного развития ваших детей, но также будет способствовать укреплению связи между вами, формированию той самой безопасной привязанности, в которой так нуждаются все дети.

Что это могут быть за игры? Когда ваш малыш находится в спокойном настроении, попробуйте погладить его ручки или ножки материалами разной текстуры (шелк, бархат, мех, махровое полотенце, хлопок). Понаблюдайте, что из разных тканей ему понравится больше всего, на что он будет реагировать с наибольшим удовольствием? Уже в таком раннем возрасте у детей можно заметить предпочтения😊 В дальнейшем старайтесь почаще пользоваться таким материалом, который ему понравился, а раз в две-три недели проверяйте, не изменились ли его вкусы.

✅Начиная с младенческого возраста, детям нравится, когда на них легонько дуют, целуют и поглаживают. Здорово, если вы будете немного варьировать силу дуновения и место, на которое вы дуете, и проговаривать это.
Напевание простенькой песенки, рассказ потешки или короткого стишка в процессе вашего взаимодействия с ребенком очень укрепляет связь между вами и при этом закладывает основу для развития слухового восприятия и, в будущем, развития речи. Также это может помогать поддерживать контакт с ребенком, даже когда вы находитесь в соседней комнате и занимаетесь своими делами. Уже в два месяца дети могут быть способны различать близких по голосам. Помните, что когда вы общаетесь с ребенком, ваша речь должна быть эмоциональной, а лицо выражать эмоции.

Время кормления (неважно, кормите ли вы грудью или смесью) это также очень важное время вашего с ребенком взаимодействия. Первые два месяца дети часто зажмуриваются от удовольствия во время кормления, но, когда они начнут смотреть на вас в процессе, всегда поддерживайте этот зрительный контакт, улыбайтесь. Если малыш ненадолго прерывается, издавая какие-то звуки, немного поговорите с ним.
Привяжите на пальчики вашего малыша яркие ленточки, другой вариант — браслет с колокольчиком на запястье, с детками чуть старше — яркие ленточки или колокольчик на щиколотку ноги, и поднесите его ручки или ножки к лицу, или подвигайте его рукой или ногой, чтобы колокольчик зазвенел, и малыш обратил на это внимание.

✅В возрасте примерно полугода для детей будет полезна такая игра. Положите ребенка на одеяло и возьмитесь вместе с другим взрослым за кончики этого одеяла. Сначала медленно покачайте ребенка из стороны в сторону и понаблюдайте за его реакцией. Если ему это понравилось и он не испугался, начните поднимать и опускать одеяло, делая это вначале очень медленно. Со временем можно будет увеличить амплитуду и скорость движений. Смейтесь и сопровождайте игру восклицаниями, например, «Ух!» и «Ах!».

Качайте ребенка на колене, сопровождая это песенкой. В определенном месте в песенке опускайте или поднимайте малыша, а в конце крепко прижмите к себе. Например, «По кочкам, по кочкам, по маленьким листочкам / В ямку — бух!» (опускаете малыша вниз) Если вы заметите испуг или дискомфорт ребенка, временно прекратите игру. Спустя время можно будет попробовать снова к ней вернуться.

Возьмите ребенка на руки и покружитесь с ним. Вначале медленно, сделав только один круг вокруг своей оси, затем прижмите ребенка к себе. Затем еще несколько раз, и снова прижмите к себе. Делайте это также эмоционально, восклицайте в процессе. Со временем меняйте скорость и направление кружения.

Возьмите лист чистой бумаги и пошуршите ей, сжимая её в комок, рядом с ребенком. Когда он заинтересуется звуком, дайте ему этот комок в обе ручки, чтобы он мог ее потрогать, помогите ему самому пошуршать этой бумагой.

Здорово сшить разные мешочки разной формы из разного материала разных цветов и наполнить эти мешочки разным содержимым (например, горохом, ватой, вермишелью, рисом, мукой), а затем давать вашему малышу потрогать их.

Для развития более точных движений руки можно попробовать намазать детским пюре или вареньем (последним — только при условии, что у ребенка нет аллергии!) ладошку его левой руки. Вы держите эту руку в своей руке, а пальчиком правой руки ребенка макните в это пюре или варенье на ладошке и поднесите пальчик к губам, чтобы он его облизал. Конечно, такая игра будет полезна только для тех детей, которые еще имеют трудности с тем, чтобы попасть своим пальчиком точно в рот.

✅С детьми от семи месяцев очень полезно начинать играть в мяч, катать его — просто так или друг другу. Прятать предметы и игрушки на глазах ребенка. А также играть в «Ку-ку!», когда вы прячетесь сами на глазах ребенка, накрывая свою голову одеялом или пледом, и затем прячете вашего малыша, накрывая уже его, и тут же его находите. Не забывайте каждый раз бурно радоваться вашей находке, обнимать и целовать ее :)
Катание машинки или других игрушек за веревочку, а также притягивание к себе предметов за веревочку, выкладывание предметов из ведерка и складывание их обратно, надевание колечка на пирамидку — все это будет полезно, начиная примерно с 10 месяцев.

Также в этом возрасте можно поиграть в следующую игру. Возьмите свои вещи и вещи ребенка, положите их рядом. Попробуйте надеть на себя, например, шапочку вашего ребенка, скажите: «Мама надела Васину шапку», засмейтесь (рассмешите и ребенка тоже). Положите эту шапочку рядом с ребенком, а рядом с собой вашу шапку, проговорив, где чья вещь. Возьмите следующую вещь, например, свои перчатки. Спросите ребенка: «Это мамины? Положи их к маме», и помогите ребенку положить эту вещь рядом с вами. И так далее. Играйте в подобную игру много раз, с разными членами семьи и отличающимися вещами.

✅Начиная с года, развивать сенсорное восприятие вашего ребенка можно более разнообразно. Вы можете начинать указывать на материалы одинаковой текстуры и разной (тактильное восприятие), одинаковые и разные звуки (слуховое восприятие), одинаковые и разные запахи (обонятельное восприятие), одинаковые и разные на вид предметы (зрительное восприятие). Для этого понадобятся как отличающиеся, так и одинаковые материалы, звуки, запахи, предметы. Пригодятся мешочки разной текстуры, которые вы сделали ранее, или кусочки разных материалов. Для звуков можно насыпать в одинаковые коробочки различные материалы, которые будут издавать разный звук. Точно так же в одинаковые баночки можно положить что-нибудь пахучее, с разными запахами: например, палочки корицы, хвоя, молотый кофе, цветы, ванилин, и т. п. Спустя какое-то время, в качестве усложненного варианта подобной игры, можно завязать ребенку глаза и просить на ощупь, запах или звук определить одинаковое это сейчас или разное.

✅После года, когда ребенок уже научился складывать вещи в ведерко, ящик или корзинку, можно предложить ему контейнер или бутылочку с узким горлышком и предлагать складывать туда тонкие предметы, например, карандаши, прищепки для белья, ложки, палочки. Затем можно взять два таких контейнера и предложить распределить вещи между ними. После того, как ребенок научится выполнять подобные задания, можно уже усложнять задачу и соотносить предметы разной формы с отверстиями разной формы в контейнерах (то есть по сути играть с сортерами).
Полезны игры и на складывание маленьких предметов в бОльшие, по размеру, — это матрешки, икеевские стаканчики, детские формочки, которые вкладываются одна в другую… Можно использовать даже обувные коробки разных размеров или набор мерных стаканов!
Для развития крупной моторики здорово сооружать дома настоящие «полосы препятствий», используя диванные подушки, мягкие кресла, вашу бывшую подушку для беременных (да-да, она может послужить на пользу дела еще долго!), мега-мячи и мягкие модули Совы, а также лесенку, ступеньки и арку (которые совсем скоро появятся в продаже у Совы-няньки) :)
С такой полосой препятствия можно играть разными способами. Например, вы можете проходить эту полосу препятствий первым, подавая пример, и сказав ребенку «Ползи за мной!», и пусть ребенок следует за вами. Затем пусть ребенок выступит в роли лидера или ведущего. Можно ползти по одиночке, а можно образовывать целый поезд, держась любым образом друг за друга (какую-то часть тела или веревочку, привязанную к каждому из ползущих). Пригласите знакомых детей и предложите и им присоединиться к этой увлекательной игре! Для детей ближе к двум годам и старше, можно попробовать ползти с закрытыми или завязанными глазами (естественно, перед этим убедитесь, что пространство полностью безопасно, будьте неподалеку и страхуйте ребенка).

✅Что еще будет интересным и при этом полезным для детей от года до двух? Это рисование карандашами или восковыми мелками по бумаге (рисунки детей в этом возрасте представляют собой размашистые черточки или каракули, и это нормально:), приклеивание маленьких кусочков пластилина на бумагу (например, так можно делать цветочки с вашей помощью, приклеивая «лепесточки» к нарисованному вами кругу или лучики к солнышку, можно «раскрашивать» мухомор белыми пятнышками, «рисовать» таким образом с помощью пластилина черные пятнышки леопарду, и т.п.), приклеивание кусочков бумаги на лист (аппликации) — конечно же, пока с вашей помощью.

Развитие артикуляторного аппарата (мышц нашего рта и языка) важно для развития речи. Просите вашего малыша широко открывать и закрывать рот, показывать язык, пытаться дотянуться язычком до подбородка или носика, то есть опускать язычок вниз или поднимать вверх, водить им из стороны в сторону. Предлагайте ребенку много твердой пищи. Жевание твердой пищи — это очень важный фактор, влияющий на развитие артикуляторного аппарата. Также важно самостоятельное питье из чашки (а не бутылочки или поильника), умение дуть (на мыльные пузыри, на игрушку-вертушку, на ватку на ладошке, чтобы ватка улетела, на свечку или просто на воду).
В возрасте от года до двух дети начинают имитировать различные действия взрослых («мыть» пол, посуду, доставать белье из стиральной машины, «говорить» по телефону, «ремонтировать как папа» и т.д.) — поощряйте их в этом! А примерно в возрасте полутора лет появляются игры «понарошку», когда дети начинают укладывать куколку или любимую игрушку спать, кормить ее игрушечной едой, могут сами поесть «понарошку» или покормить другого человека, при этом понимая, что это не настоящая еда, и в рот ее класть не надо :)

В общем, как видите, игр для детей от рождения до года существует великое множество! Сегодня мы познакомились лишь с некоторыми из них. Желаю вам интересной и нескучной игры с ребенком ;) А гармоничное развитие вашего малыша будет приятным и непременным бонусом такого времяпрепровождения.

Наталья Владыкина
кандидат психологических наук
ведущий психолог детского центра «Сова-Нянька»


👉🏻 а тут страничка центра на сайте Совы: https://nannyowl.ru/detki/


#сованянька
#сенсорнаяинтеграция
#сенсомоторнаяинтеграция
#натальявладыкина
#совоцентр
 

Если ты поделишься этой статьёй с друзьями, Сова будет тебе очень признательна!

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *