СДВГ
СДВГ.
Ставшая уже не просто популярной, но даже модной аббревиатура СДВГ расшифровывается как Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.
Дефицит внимания предполагает стойкое нарушение произвольного(т.е. управляемого) внимания и контроля. Невозможность сосредоточиться(на том, на чем нужно сосредоточиться, а не на том, что вызывает интерес), трудности в следовании инструкциям и несоблюдение правил – это яркие проявления дефицита внимания.
Недостаток внимания может сочетаться с гиперактивностью — такой ребенок не может усидеть на одном месте, безостановочно говорит и ёрзает на стуле, с трудом выполняет задания, требующие спокойствия на протяжении некоторого времени, даже при наличии интереса(например, к настольной игре). Гиперактивности может и не быть, тогда, будучи как и в первом случае рассеянным, ребенок выглядит вялым, медлительным, стекается по парте «медузкой», долго смотрит в окно, отвлекаясь от выполнения текущей задачи(уроков, обеда), зависает в прострации и «тормозит».
Стойкие симптомы СДВГ(или СДВ без Гэ) требуют обращения к специалистам: неврологу, психиатру и психологу(нейропсихологу). Они могут составить программу коррекции для ребенка с СДВГ, но основную помощь такому ребенку все равно могут оказать только родители.
Что можно и нужно делать?
1. Не ругайте и не критикуйте ребенка за проявления синдрома. Это не лень и не желание вас позлить – ему действительно трудно сосредоточиться/запомнить/не забыть/следовать инструкции/стоять на месте. Дети с СДВГ часто испытывают трудности в социальной адаптации. Принятие родными – важный ресурс для ребенка, которому сложно выстраивать отношения с ровесниками и педагогами. Дом должен быть для него местом, где его понимают и принимают со всеми его недостатками.
2. У ребенка должен быть выстроен строгий режим с отступлениями от него не более чем на 10-15 минут. Время сна, приема пищи, дневного отдыха, прогулки и физической активности должно быть закреплено в режиме и не меняться слишком часто. Проговаривайте с ребенком вечером и утром каждого дня, что его ждет и в каком порядке.
3. Достаточно строгие рамки поведения и зафиксированные правила – необходимый элемент для ребенка с СДВГ. Для соблюдения режима и правил используйте методы визуальной поддержки – бумажные и магнитные настенные планеры, органайзеры и трекеры, в которых можно отмечать сделанное.
4. Регулярная физическая нагрузка улучшает состояние детей с СДВГ. Лучше всего выбирать занятия в малочисленной группе, где тренер может уделить детям больше внимания.
5. Школу и детский сад также лучше выбирать с группами/классами малой наполняемости. Вопреки распространенному мнению, детям с СДВГ не показаны альтернативные школьные системы (Вальдорфская, Монтессори и т.п.) – лучше выбрать школы с более строгим подходом к дисциплине. При этом обсудите с педагогом особенности ребенка, расскажите о том, что нужно делать, чтобы ему было легче соблюдать правила.
6. Вместо стула ребенку с СДВГ можно предложить сидение на фитнесс-мяче подходящего размера или Совокресле. Удержание равновесия будет фоновой мозжечковой стимуляцией и поможет тренировать навыки контроля(сначала за телом, а потом и за всем остальным).
7. Не позволяйте ребенку с дефицитом внимания переутомляться, избегайте шумных мест, большого скопления людей, гиперактивных игр, слишком ярких/зрелищных представлений.
8. Выполняйте домашнюю работу с учетом того, сколько времени реального сосредоточения доступно ребенку. Как правило для такого ребенка это не больше 5-15 минут, поэтому необходимо часто переключаться между заданиями, предлагать ребенку двигательную паузу(попрыгать, потанцевать, постоять на одной ноге, покидать мягкий мяч), устраивать полезные перекусы(орехи, несладкие фрукты).
9. Составляйте детальный план выполнения домашнего задания, указывая в нем каждое упражнение/задачу и вычеркивайте их сразу после выполнения.
10. Составляйте списки и формируйте привычку к ним обращаться: что сделать утром, что собрать в школу, что сделать вечером.
11. Обеспечьте доступ кислорода в комнату, где ребенок спит и занимается – окно, форточка или микропроветривание должны быть всегда открыты.
12. Предлагайте ребенку жвачку для рук или игрушки-мнушки, сквиши, антистрессы – такая фоновая стимуляция может помочь ребенку сосредоточиться.
13. Научите ребенка методам остановки/заземления. Например, остановиться и определить, на какую ногу ты в данный момент опираешься сильнее – на правую или на левую. По очереди расслабить и напрячь каждую конечность, обращая на них свое внимание. Во время еды предложите оценить вкус каждого блюда по десятибалльной шкале, если ребенок отвечает слишком быстро – усложняйте вопрос, уточняя, на сколько одно вкуснее другого или такого же вчерашнего – это всё помогает детям остановиться и прислушаться к себе.
14. Тренируйте с ребенком дыхательные практики. Самая простая из них — дышать лежа на спине, положив на живот игрушку и следить как высоко она поднимается с каждым вздохом.
15. Используйте положительное подкрепление – награду – за каждое достижение ребенка, даже небольшое. Помните, что ребенку с СДВГ многие простые вещи даются ценой неимоверных волевых усилий.
16. Играйте с ребенком в игры, связанные с необходимостью торможения: «Тише едешь – дальше будешь», «Море волнуется раз», «Робот», «Съедобное-несъедобное».
17. Игры, требующие контроля, также могут быть полезными для детей с СДВГ – такие, например, как «Да и нет не говорите».
18. Не забывайте говорить ребенку о том, какой он замечательный и как сильно вы его любите!
19. Отдыхайте и делегируйте. Воспитание ребенка с СДВГ требует от родителей дополнительного эмоционального и физического ресурса, не забывайте его пополнять.
Наталья Романова-Африкантова- детский нейропсихолог, психолог, специалист по методу «Совопрактика особая».
Кстати, Наталья принимает самое непосредственное участие в следующем цикле вебинаров «Диалоги Совы. Мотивация – источник энергии, сил и достижений!»
Цикл будет состоять из двух вебнаров в прямом эфире и одной видеовстречи экспертов. По результатам цикла будет подготовлено тестирование и конечно выдача Совиных сертификатов. Анонс мы уже готовим. А вот регистрация уже началась. Она живёт вот тут: https://forms.gle/1uWKupBtBSKxK21V7
А вот тут получаем доступ к видеозаписям других вебинаров проекта «Диалоги Совы»: https://nannyowl.ru/dialogi-sovi-start/
Ну а тут живёт Совокресло о котором упоминала Наталья в своей статье: https://nannyowl.ru/product/sovokreslo-klassicheskoe/
Кстати Совокресло, в сентябре, «товар месяца», подробнее тут: https://nannyowl.ru/tovar-masyaca-2/
Если ты поделишься этой статьёй с друзьями, Сова будет тебе очень признательна!