Диалоги Совы

81. Роль игры в методе «Сенсорная интеграция».

🦉Сегодня Сова спешит к вам с новостями!

✅ Первая новость. Совсем недавно мы подружились с прекрасным экспертом Анастасией. И теперь хотим познакомить ее с вами. Вот статья, которую она подготовила для всех нас:

✍🏻 Роль игры в сенсорной интеграции

«При попытке описать терапию сенсорной интеграции (далее, СИ), первое слово, которое приходит в голову, – это игра. Игра занимает ключевое место в этом подходе – и как цель, и, что более важно, как средство терапии. Игра имеет множество значений, но большинство из них включают несколько важных аспектов:

• внутренняя мотивация играющего,
• во время игры процесс важнее результата,
• ребенок вправе осуществлять свободный выбор,
• активное участие и удовольствие от игры.

В большинстве классических и современных теорий подчеркивается важность игры в развитии ребенка. Начиная с классической теории рекапитуляции Холла, где игра является продуктом эволюционного биологического процесса, или, к примеру, теории развития личности Эриксона, где игра выступает как средство социального и личностного развития и совершенства, и заканчивая теорией Пиаже, согласно которой игра является основой когнитивного развития. Но когда мы рассматриваем игру в аспекте терапии СИ, то игра становится средством, которое вызывает адаптивный ответ ребенка на воздействие окружающей среды. Согласно Джин Айрес, основательнице подхода и терапии СИ, лечение направлено на выработку адаптивного ответа. Этот ответ определяется как успешный ответ ребенка к изменениям внутренней и внешней окружающей среды, порождаемый самим ребенком, в процессе взаимодействия с миром. Соответственно, лучшая ситуация, в которой мы можем вызвать или создать адаптивный ответ организма, – это игра.

Рассмотрим пример терапии. Билли, мальчик 7 лет с диагнозом: умеренное РАС (расстройство аутистического спектра), сидит на бревне; Сэнди, его терапевт, расположилась позади него на другом конце бревна. Они играют в игру «Накорми монстра», в которой они летят на Метле Ведьмы. Ведьма (Сэнди) передает Ягоды-монстры (липкие шарики) Ученику Ведьмы (Билли); ребенок кидает их в пасть Монстра (шина, лежащая в нескольких шагах на полу). Сэнди и Билли, смеясь, радуются игре и непринужденному процессу занятия. Для непрофессионала со стороны может показаться, что этот процесс никак не может помочь Билли справиться с его трудностями в школе: агрессивное поведение по отношению к его сверстникам, общее несоблюдение школьных правил, плохая успеваемость. Эти трудности и привели Билли на терапию. Оценка сенсорной интеграции Билли, которую провела Сэнди, показала, что чувствительность к сенсорным сигналам извне и трудности в распознавании этих ощущений были основными причинами трудностей мальчика. Он имел повышенную чувствительность к прикосновениям и движениям, плохо осознавал собственное тело и испытывал трудности в согласовании зрительных ощущений с перемещением своего тела в пространстве.

Как результат, мальчик постоянно был «настороже», агрессивно реагировал на прикосновения или движения, очень чутко отзывался на любые изменения в распорядке дня. Эта информация дала Сэнди понимание и направление терапии с Билли. Она использует игру для того, чтобы изменить реакцию мозга и тела ребенка на прикосновения и движения и интегрировать то, что видят глаза, с тем, что делает его тело. За последние несколько месяцев она постепенно расширяла диапазон движений Билли, которые он разрешал делать с собой, и усложняла игровые задачи. Она следует его интересам и позволяет ему самостоятельно выбирать игры, однако всегда корректирует его деятельность для того, чтобы быть уверенной в том, что мальчик добьется успеха. Она следит за тем, чтобы игра была «правильным вызовом, проблемой» для формирования его навыков. Игры и упражнения должны быть не слишком лёгкими (иначе ребёнок заскучает на занятиях), но и не слишком трудными, а ровно такими, с которыми малыш, приложив усилия, мог бы справиться. Сэнди внимательно отслеживает состояние Билли, обращая внимание на те моменты, когда он подавлен, и тут же меняя стратегию занятия, чтобы его успокоить. Она опытный терапевт, который понимает, какие условия необходимо выстраивать для того, чтобы вызывать изменения на все более высоких уровнях. В тоже время, она убеждается, что у Билли складывается новое понимание того, как его мозг и тело работают и взаимодействуют в жизни, за пределами терапевтической комнаты. Хочется отметить: терапию делает успешной еще и то, что Сэнди получает такую же радость и удовольствие от игры, как и ее клиент. Люси Миллер, один из ведущих экспертов по СИ, говорила о необходимости терапевта уметь играть, спускаться до уровня ребенка, чтобы «чувство радости жизни», наслаждения жизнью проникало и пронизывало терапевтические сеансы и постепенно становилось постоянным в жизни ребенка и его семьи.

Если посмотреть на моем примере, то мои собственные дети выросли, играя в сенсорно-динамическом зале после школы или на выходных и часто, будучи «обычными детьми», играли роль моих клиентов. Они часто говорили своим друзьям: «Когда я вырасту, я хочу работу, как у моей мамы – она играет весь день!». Они абсолютно правы! Я счастлива иметь в своей жизни СИ, поскольку это делает мою жизнь и жизнь моих клиентов намного ярче».

Автор: Анастасия Иваненко. Магистр наук, эрготерапевт, специалист по диагностике сенсорной интеграции и праксиса.
Бостон, США

✅ Вторая новость. Анастасия стала приглашенным экспертом на следующий цикл вебинаров проекта «Диалоги Совы. Сенсорная Интеграция». В ближайшее время мы сделаем анонс вебинара и расскажем про еще одного интересного гостя.

✅ Третья Совиная новость — регистрация на мероприятие уже началась!
👉🏻 ссылка на регистрацию: https://vk.cc/bXLqUi присоединяйтесь!

👉🏻 тут можно более подробно почитать о проекте Диалоги Совы: https://vk.cc/bXLhPD
👉🏻 а это сайт Анастасии: https://vk.cc/bXLhVZ

Также прикрепляем к посту исходник статьи Анастасии на английском 😊

Если ты поделишься этой статьёй с друзьями, Сова будет тебе очень признательна!

Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *