На вебинаре «Сенсорная интеграция и развитие детей: советы от Совы-Няньки» (23 января 2019 года) встречались вопросы от родителей, воспитывающих детей с речевыми проблемами. Давайте сегодня рассмотрим, как эти проблемы проявляются и как с ними можно справиться.
Если малыш:
• не реагирует на обращенную к нему речь, в том числе если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;
• не прислушивается, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения своих мыслей;
• употребляет перед отдельными словами лишние звуки ([а], [и]), повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы, делает остановки в середине слова или фразы, затрудняется перед началом речи;
• чрезмерно медленно или быстро говорит, «проглатывая» окончания;
• искажает звуки (в речи появляются звуки, не свойственные русскому языку: межзубные, «горловые» и другие варианты);
• говорит в нос («гнусавит»).
Это повод обратиться к учителю-логопеду и получить профессиональную помощь.
Логопеды применяют в своей работе различные методы и приемы. В том числе и метод сенсорной интеграции, в котором задания и упражнения основаны на обработке мозгом поступающих от органов чувств ощущений, их структурировании и упорядочивании получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа.
Следует отметить, что работа над «сенсорикой» не является открытием в логопедической практике. Так Татьяна Ткаченко в свое время издала пособие «Схемы для оставления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» (М., 2004). В нем есть любимая многими детьми схема для описания овощей и фруктов с выделенными самыми главными характеристиками: цвет, форма, величина, вкус.
Сенсорный опыт, приобретённый при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует её спонтанному формированию.
На занятиях используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание, если же мы не имеем возможности применять в работе реальные предметы, то для стимулирования зрительного восприятия используются предметные картинки и игрушки, приближённые к реальности.
Создать привлекательную для ребенка среду, конечно же, можно не только в кабинете логопеда, но и дома.
Например, для развития тактильного восприятия можно использовать массажные мячики, вибрирующие игрушки, тактильные панно из разнообразных материалов (кожи, наждачной шкурки, меха, шерсти, фольги, поролона, дерева и т.п.) и, конечно же, «Мяч Совы» (мять его можно практически бесконечно: это очень приятное и затягивающее занятие).
Для развития зрительного восприятия подойдут фонарики, разноцветные ленты, лупы, карандаши и фломастеры.
Для развития слухового восприятия используются детские музыкальные инструменты (да-да, и барабан в том числе!), звучащие игрушки, аудиозаписи. Кстати, а почему бы не использовать с этой целью «Скакуны Совы» — забавные мячики, которые при ударе об пол издают звонкий щелчок, напоминающий цоканье копыт лошади?
Работа с обонянием и вкусом – одно из самых интересных. Тут пригодятся флакончики с запахами (кстати, Мария Монтессори рекомендовала привлекать и испорченные продукты), мешочки с ароматными травами, натуральные овощи, фрукты, продукты, ягоды, цветы и другие растения (в зависимости от лексической темы).
Важно, чтобы при выполнении упражнений было как можно меньше принуждения, вся работа строится на интересах ребёнка и зависит от его эмоционального состояния.
Всем успехов и вдохновения!
Любовь Вакуленко, кандидат педагогических наук, учитель-логопед