О ритме и ритмике

«Мы познаем постольку, поскольку сами делаем»,
 — заметил когда-то немецкий философ Новалис. Сквозь века вступает с ним в диалог еще один почтенный философ, моя мама: «Нет слова «не могу», — есть слово «не хочу». Раньше я понимала эти слова так: никогда нельзя опускать руки, мои неудачи – это следствие моей лени или нежелания прилагать должные усилия. Теперь я «расшифровываю» эту фразу иначе: ты не можешь чему-либо научиться, возможно, как раз потому, что не в состоянии объяснить себе, так ли это необходимо. Короче говоря – скорее всего, тебе это попросту неинтересно.

Итак, первое – результативным может быть только обучение через действие, через непосредственное, живое участие; второе – это участие должно быть эмоционально окрашено и инициировано «снизу» — ребенком, а не педагогом/специалистом/родителем, нужное подчеркнуть.

Что мы видим в действительности?

Не так давно я выслушивала возмущения знакомого: детям в школе без устали твердят, что Пушкин – «солнце русской поэзии», и дети должны принять это за неопровержимую истину, как то, что трава зеленая, а дважды два – четыре. Им пытаются «на словах» объяснить ценность творчества великих поэтов и писателей, не воспитав в них художественного чувства, необходимого для самостоятельной оценки. Это пример императивного подхода к обучению и развитию ребенка, который, к сожалению, превалирует сейчас во многих сферах. Посмотрим на уроки рисования, где детям строго задается «тема урока», а чаще – даже композиция и цветовые решения работы. В итоге, если нормально развивающиеся дети оказываются способны «вырваться за пределы предлагаемой на занятиях программы» (Н.П. Сакулина), то остальные, овладев определенным набором графических штампов, в дальнейшем неспособны к творчеству и художественному преобразованию мира.

О ритме и ритмике 1

Посетим музыкальное занятие в общеобразовательной школе. Бессмысленное заучивание и повторение детских песенок из урока в урок (притом часто – не выдающихся, скажем прямо, художественных образцов); в лучшем случае – прохлопывание ритмически сложных моментов или объяснение (часто – неверное) понятия музыкальной паузы.

Из двигательной активности – пожалуй, только ленивые подъемы со своих мест и толкучка у доски в числе других невезунчиков. И это мучение длится годы! Сейчас, когда сами мы так дорожим каждой минутой – почему же мы впустую растрачиваем драгоценное время своих детей? Ведь, при должном подходе к музыкальным занятиям мы не только формируем у детей художественное чутье и творческие навыки, — мы способны повлиять на их здоровье и общее качество жизни!

Перефразируя еще одного всем известного мыслителя, Карл Орф, создатель системы музыкально-ритмического воспитания «Schulwerk», сказал: «Вначале был барабан». Прежде всего – ритм. Имея в своей основе моторную природу, он если и не сделал из обезьяны человека, то, во всяком случае, он «заставил» ее танцевать – то есть, заронил зёрна художественного мироощущения и потребность в организации как своего быта, так и внутренней жизни собственного организма – от сердечного ритма и дыхания до работы мозга и координации движений.

Можно сказать, что вокализации наших далеких предков обрели истинно музыкальное значение в нашем понимании этого слова только при соединении с ритмически организованным движением, впоследствии – танцем. 

О ритме и ритмике 2

Безусловно, нам не стоит углубляться в «Шульверк» — это тема для отдельной статьи; здесь бы мне хотелось обратить внимание именно на первоочередную необходимость воспитания у ребенка ритмического чувства на музыкальных занятиях. Это важно для освоения в дальнейшем любой сферы искусства (всем направлениям художественной культуры свойственно понятие ритма), спорта, при изучении иностранных языков. Нужно отметить, что в деле изучения зыков ритмическая компонента является превалирующей. Именно ритм диктует интонацию, изменение звуковысотности, «подстройку» под собеседника, которая дарит нам в разговоре ощущение близости, «родственности» мыслей.

Психолог и голосовой тренер Т. Георгиевская в своей статье отмечает: «Мои собственные наблюдения… говорят о том, что ритмом управляет тело человека не меньше, если не больше, чем слух… Ритм создается нашей «физикой» (руками, диафрагмой, коленями, языком и т.д.)». И обратно – восприятие ритма происходит в движении и через движение, как воображаемое, так и действительное. Это может быть полное двигательное действие — постукивания ногой, кивки головой и т.п., или зачаточные, непроизвольные моторные реакции – голосовых связок, мышц пальцев, губ и других мускулов. Восприятие ритма дарит нам нескончаемое многообразие двигательных ощущений.

В наше время музыкально-ритмическое воспитание оказывается одним из стержневых видов деятельности, способствующих гармоничному развитию ребенка, поскольку в своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение), движение и слово. Ритмику используют и как средство творческого, музыкального развития, и как инструмент физического воспитания, и как средство коррекции и лечения при различных патологиях. Кроме того, игровые музыкально-двигательные упражнения для детей дошкольного возраста служат неизменным инструментом общения детей и взрослых и детей между собой, средством их эмоционального взаимодействия. Игровые упражнения по формированию чувства ритма обладают определенным терапевтическим эффектом: они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника.

Чего же мы будем добиваться на музыкально-ритмических занятиях, и, самое главное, где мы можем их проводить?

На первый вопрос ответ будет таков: прежде всего, мы будем воспитывать в ребенке интерес к музыкально-ритмическим упражнениям, будить в нем эмоциональную отзывчивость на музыку. Конечно, мы будем воспитывать у него чувство ритма, слуховое внимание и реакцию, а также развивать музыкально-сенсорные способности – различение динамики, продолжительности, высоты и тембра музыкального звука (это очень помогает совершенствовать и обогащать речь ребенка, а также бороться с разного рода отклонениями в его речевом развитии). Мы поможем ему сформировать основные двигательные навыки и умения, научим чувствовать и, следовательно, контролировать свое тело.

О ритме и ритмике 3

Ответ на второй вопрос – везде и всюду. Это не только возможно, но и необходимо. Во-первых, дома. Элементарные музыкально-ритмические упражнения, доступные ребенку, тем более доступны его родителям, и отсутствие специального образования здесь – чудна́я отговорка. Слушайте музыку, ищите в ней ровную метрику – сильные доли; пробуйте прохлопывать ритм, подбирать к нему речевые аналоги (доказано, что даже самые сложные ритмические формулы ребенок способен усвоить благодаря так называемой «проречёвке»). Двигайтесь под музыку! Пойте, даже если кажется, что и вам, и вашему чаду на ухо наступил какой-то массивный зверь. «Тонкая» работа по совершенствованию музыкально-ритмических данных – это уже задача специалиста. 

В своей работе опытный ритмист использует методы «вовлекающего показа» (своеобразного приглашения к подражанию) и музыкальной подвижной игры как максимально естественной и комфортной для малышей формы деятельности. Здорово, если ребенок посещает специальные уроки ритмики, но я убеждена, что гораздо полезнее было бы проводить подобные занятия на базе общеобразовательной школы. Я видела исследовательские работы, в которых предлагалось также задачу воспитания ритмических способностей решать на материале образовательной области «Физическая культура». Отмечается, что наибольший интерес у дошкольников и младших школьников вызывает проведение обще-развивающих физических упражнений в форме комплексов ритмической гимнастики. То есть, помимо возможности непосредственного воспитания ритмических способностей, это позволяет добиться той самой вовлеченности, заинтересованности в процессе, без которой учебное занятие оказывается малоэффективным. 

В одной из московских гимназий был проведен эксперимент, которому предварили тестирование на определение чувства ритма. Общая картина была такова: у детей старшего дошкольного возраста преобладал (свыше 50 процентов) уровень развития чувства ритма ниже среднего, а высокий уровень продемонстрировали только 8 процентов детей. Далее, в экспериментальной группе была реализована методика проведения физкультурных занятий с использованием образно-ритмической гимнастики М.В. Кузьменко «Бременские музыканты». В данный комплекс входят, помимо прочего, упражнения с гимнастической палкой, а также присутствуют постепенное усложнение движений и ускорение темпа. Проведенный по окончании эксперимента тест показал, что в группе уровень развития чувства ритма поднялся: у почти 40 процентов ребят был выявлен высокий уровень, у половины всей группы – чувство ритма среднего уровня.

Какой я могу сделать из всего этого вывод? «Mobilis vita est!», — сказал философ Гиппократ. Для детей процесс познания и самопознания через движение как никогда более естественен и актуален. Так позволяйте им двигаться, двигайтесь вместе с ними! Позволяйте им действовать самостоятельно и творчески, мыслить в действии, развиваться через действие. Отвлекаясь от ритмики, обращусь к читателю с таким напутствием: в любой сфере ребенку нужно позволять учиться самому, позволять хотеть учиться, рождать в нем интерес к познанию – а это достигается не через строгий контроль и формальное заучивание, а благодаря творческому подходу преподавателя. Конечно, мы с вами не сможем перестроить систему образования таким образом, чтобы «разбудить» творческую и мыслительную активность наших детей; даже уроки музыки в средней школе, скорее всего, ещё долгое-долгое время будут проходить по всем известному, однажды заданному шаблону, и мы вряд ли способны повлиять на это в широком масштабе. Но я как музыкальный педагог, вы – как родители или воспитатели, можем пересмотреть свое отношение к развивающим занятиям для детей и уметь иногда отойти на второй план, спрятаться в суфлерскую будку и позволить ребенку свободно выйти на сцену и играть в собственном театре познания главную роль.