🦉 Друзья, у нас важная научная новость!
Ведущие эксперты научно-методического центра «Сова-Нянька», совместно со специалистами поликлиники № 106, детского отделения № 37 г. Санкт-Петербурга, завершили первый этап длительного научного исследования.
Целью работы являлось сопоставление эффективности реабилитационных программ в группах детей, которые посещают стандартные занятия ЛФК и занятия в сенсорно-динамическом зале. Оценка проводилась при помощи анкетирования родителей, показателей физического развития ребенка и диагностики сенсомоторной интеграции (способность решать задачи, соответствующих уровням движений по Бернштейну Н.А.).
В исследовании приняли участие детишки с диагнозами :
— церебральный паралич (I-II),
— спастическая диплегия, по классификации GMFCS I-II монопарез,
— нарушения осанки
— диспластический сколиоз грудопоясничного отдела позвоночника 1-2 степени и нарушение осанки во фронтальной плоскости.
Результаты этой работы руководитель Совиного научно-методического центра Татьяна Мамина и её коллега, руководитель научной программы Валерия Карпинская, зафиксировали в статье «Опыт реабилитации детей с двигательными нарушениями с использованием сенсорно-динамического зала Дом Совы».
Статья будет чрезвычайно интересна к прочтению специалистам, которые работаю в сфере реабилитации детей с самыми различными типами двигательных нарушений.
Кстати, Татьяна Мамина и Валерия Карпинская основные ведущие следующего экспертного вебинара проекта «Диалоги Совы».
Вебинар пройдёт уже 15 сентября, в 18:00. Основная тема вебинара: «Сенсомоторная интеграция: теория и практика».
Анонс — готовим, публикация — в самое ближайшее время. А вот регистрация уже идёт полным ходом: https://forms.gle/93nTzgxPZbjnmw3T7 Регистрируемся, не стесняемся!
- и на всякий случай, записи вебинаров «Диалоги Совы» ищем тут: https://nannyowl.ru/dialogi-sovi-start/
- а тут можно почитать про «Дом Совы»: https://nannyowl.ru/product-category/prof-oborudovanie-dlya-sensornoy-integracii/dom-sovy/
Опыт реабилитации детей с двигательными нарушениями с использованием сенсорно-динамического зала Дом Совы
Карпинская Валерия Юльевна
кандидат психологических наук, доцент, сотрудник научно-методического центра «Сова-Нянька»
Мамина Татьяна Михайловна
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психология личности СПбГУ, руководитель научно-методического центра «Сова-Нянька»
Аннотация
Проведено исследование эффективности занятий в сенсорно-динамическом зале «Дом Совы» по методу Совопрактика в группах детей с диагнозом нарушение осанки и детский церебральный паралич
Цель исследования: сопоставление эффективности реабилитационных программ в группах с включением стандартных занятий ЛФК и занятий в сенсорно-динамическом зале, оценка проводилась при помощи анкетирования родителей, показателей физического развития ребенка и диагностики сенсомоторной интеграции (способность решать задачи, соответствующих уровням движений по Бернштейну Н.А.). В результате было обнаружено отличие в эффективности выполнении задач и физическом развитии у детей экспериментальной и контрольной группы: показатели оказались выше в группе реабилитации в сенсорно-динамическом зале. Сделан вывод о необходимости продолжения исследования и необходимости включения в программы реабилитации детей занятий в «Доме Совы»
Ключевые слова:
Реабилитация, нарушение осанки, сенсорно-динамический зал, физическое развитие детей.
Введение
Двигательные расстройства у детей могут иметь различную этиологию, при этом, во всех случаях пристальное внимание при таких нарушениях в планах реабилитации уделяется разным видам физической нагрузки, это могут быть занятия в бассейне, тренажерном зале, использование биологической обратной связи, массажи и лечебная физкультура. [3,4]
Формирование и развитие двигательной системы происходит в раннем возрасте, поэтому необходимо как можно раньше привлекать детей в программы физической реабилитации. Важными задачами физического лечебного воздействия являются: выявление двигательной патологии и снижение гипертонуса мышц, которые приводят к порочным установкам, а также формирование выпрямительных установочных рефлексов. Существенную роль играет тренировка равновесия и рефлекторного механизма сохранения равновесия при сидении, стоянии на четвереньках и высоких коленях, при стоянии и ходьбе [7]
Для таких занятий, включающих тренировку вестибулярного аппарата, проприцепции и кинестетической чувствительности удобно использовать подвесное оборудование, разновидностью которого является сенсорно-динамический зал «Дом Совы». «Дом Совы» до сих пор успешно применялся в работе психологов и нейропсихологов как средство развития и коррекции у детей РАС, СДВГ, проблемами школьного обучения, социально-эмоционального развития и т.д. Уже год данное оборудование находится в поликлинике 106, детское отделение № 37 Красносельского района г. Санкт-Петербург. Занятия в сенсорно-динамическом зале включены в программы реабилитации недоношенных детей, детей с диагнозом детский церебральный паралич, нарушения осанки.
Цель.
Целью данной работы является описание результатов реабилитации детей с двигательными расстройствами в сенсорно-динамическом зале «Дом Совы». Работа проводилась на базе городской поликлиники 104, детское отделение № 37 Красносельского района г. Санкт-Петербург. В программе реабилитации участвовали дети с диагнозом детский церебральный паралич (I-II), спастическая диплегия, по классификации GMFCS I-II монопарез, восемь человек. Нарушения осанки 5 детей с диагнозом диспластический сколиоз грудо-поясничного отдела позвоночника 1-2 степени, нарушение осанки во фронтальной плоскости
Метод.
Проводилось сравнительное исследование групп детей, посещающих занятия на оборудовании для сенсомоторной интеграции «Дом Совы» и групп, где вместо сенсорно-динамического зала дети посещали занятия ЛФК, групповые или индивидуальные, согласно показаниям. Сравнивались результаты до и после курса занятий на протяжении одного месяца дважды в неделю (всего 8 занятий).
Оценивались как стандартные показатели прогресса в физическом развитии (сила мышц спины и живота в статике и динамике), так и фиксировалась динамика сенсомоторной интеграции. Сенсомоторная интеграция – метод который был создан в научно-методическом центре ООО «Сова-Нянька». [5,6]. Данный метод имеет существенные методологические расхождения с известным методом сенсорной интеграции, основателем которого являлась Джин Айрес [1]. Теоретическими основаниями метода сенсомоторной интеграции являются работы в области физиологии активности Н.А. Бернштейна, функциональной структуры интеллекта Б.М. Величковского, подхода к исследованию сознания В.М. Аллахвердова, учение о высших психологических функциях Л.С. Выготского и А.Р. Лурия. Кроме самого метода была создана методика оценки сенсомотороной интеграции, которая в настоящее время прошла предварительную апробацию. Оценка динамики сенсомоторной интеграции в данном исследовании проводилась при помощи специально разработанных заданий, определяющих развитие сенсорной и моторной сферы по блокам, соответствующим уровням движений по Бернштейну Н.А.[2]. Так, например, первый блок соответствует уровню В, в него входят задания, требующие ориентировки в координатах собственного тела, такие как, определить и показать к какой части тела было прикосновение, запомнить и воспроизвести положение тела закрытыми глазами, удержать равновесие на балансировочной доске. Второй блок связан с координацией тела в пространстве, умением держать траекторию и действовать точно (уровень С), выполнялись задания: пройти лабиринт, не выходя за его границы, быстро, точно и последовательно вытолкнуть объекты из отверстий в доске указательным пальцем ведущей руки, воспроизвести последовательность движений. Третий блок определяет умение запоминать последовательность движений, соотносить слова и действия (уровень Е), например, запомнить сочетания движений и слов. Выполнение каждого задания оценивается по специальной шкале в баллах. Мы сравнивали эффективность выполнения заданий на этапе до начала занятий и после курса процедур. Остальные процедуры выполнялись стандартно, согласно плану лечения и совпадали в экспериментальных и контрольных группах.
Результаты.
При сопоставлении результатов детей с диагнозом нарушения осанки в группе ЛФК и группе, занимающейся на оборудовании «Дом Совы» были получены следующие результаты: у тех, кто посещал индивидуальные и групповые занятия в «Доме Совы» согласно оценке сенсомоторной интеграции обнаружен прирост эффективности в большинстве случаев при решении задач, соответствующих уровню Е: дети стали лучше запоминать движения, понимать инструкции, выстраивать цепочки действий. Остальные блоки задач: положительные изменения, в отдельных случаях (второй блок, уровень С – траектория и точность в пространстве). Выявлено повышение показателей Силы мышц спины и живота. Родителями в анкетах отмечены положительные изменения в эмоционально-волевой сфере и коммуникации у детей
В группе детей посещавших занятия ЛФК отсутствуют изменения при повторном анкетировании родителей в эмоционально-волевой сфере и коммуникации у детей. Есть положительные изменения по отдельным блокам диагностики сенсомоторной интеграции, преимущество какого-либо блока выделить не удалось выявить.
В экспериментальной группе показатели силы мышц спины и силы мышц живота имели положительную динамику абсолютно у всех детей, в контрольной группе, только у двух детей наблюдался рост показателей силы мышц спины и у трех детей силы мышц живота (измерение проводилось в статике: удержание положения тела в течение отрезка времени)
В группе детей с заболеванием детский церебральный паралич нам не удалось подобрать соответствующую контрольную группу, в настоящее время, мы продолжаем исследования в данном направлении. В данной групп по данным диагностики сенсомоторной интеграции был выявлен прирост эффективности в решении задач уровня В у трех детей из восьми, уровня С у двух детей из восьми, уровня D у 5 детей из восьми, уровня Е у восьми детей.
Заключение.
К сожалению, небольшая статистика не позволяет оценить значимость полученных отличий. Однако, наблюдаемая тенденция свидетельствует в пользу необходимости продолжения исследования в заданном направлении. Планируется усовершенствование методов оценки, расширение выборки.
При подборе индивидуальной программы реабилитации необходимо помнить, что основной целью восстановительного лечения ребенка с церебральным параличом является его адекватная социальная адаптация, которая, помимо двигательной функции, предполагает наличие коммуникативных навыков, интеграции в среду сверстников. Программы сенсомоторной интеграции, построены таким образом, чтобы производилась коррекция и эмоционально — волевой, коммуникативной сферы за счет необходимости взаимодействия в реабилитационной группе и совместного достижения цели на занятиях. Изменения в эмоционально-волевой сфере и коммуникации у детей, принимавших участие в эксперименте были отмечены родителями в анкетах обратной связи, что позволяет нам расширить направления исследований и в данной области.
Литература:
1.Ayres A.J. Sensory Integration and the Child: Understanding Hidden Sensory Challenges. Western Psychological Services; Los Angeles, CA, USA: 2005 – 211 p.
2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Книга по требованию, 2012. 492 с. [Bernshtejn N.A. Fiziologija dvizhenij i aktivnost’. M.: Kniga po trebovaniju, 2012. 492 (In Russ.)]
3. Дрожжина Л.А., Сницаренко А.С., Павлова М.Е. Программа физической реабилитации пациентов со сколиотической болезнью \\ Актуальные вопросы медицинской реабилитации и адаптивной физической культуры: материалы конференции. Санкт-Петербург, 21-22 ноября 2017 года/ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации; под ред. А.А. Потапчук, И.В. Юркова. – СПб.: РИЦ ПСПбГМУ, 2017. С. 27 -29 [Drozhzhina L.A., Snicarenko A.S., Pavlova M.E. Programma fizicheskoj reabilitacii pacientov so skolioticheskoj bolezn’ju \\ Aktual’nye voprosy medicinskoj reabilitacii i adaptivnoj fizicheskoj kul’tury: materialy konferencii. Sankt-Peterburg, 21-22 nojabrja 2017 goda/ federal’noe gosudarstvennoe bjudzhetnoe obrazovatel’noe uchrezhdenie vysshego obrazovanija «Pervyj Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj medicinskij universitet im. akad. I.P. Pavlova» Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii; pod red. A.A. Potapchuk, I.V. Jurkova. – SPb.: RIC PSPbGMU, 2017: 27 -29 (In Russ.)]
4. Евсеева О.Э., Евсеев С.П., Ладыгина Е.Б., Никифорова Н.В., Шелехов А.А., Матвеева С.С. Средства и методы адаптивной физической культуры в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов \\ Актуальные вопросы медицинской реабилитации и адаптивной физической культуры: материалы конференции. Санкт-Петербург, 21-22 ноября 2017 года/ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации; под ред. А.А. Потапчук, И.В. Юркова. – СПб.: РИЦ ПСПбГМУ, 2017. С. 34-37 [Evseeva O.Je., Evseev S.P., Ladygina E.B., Nikiforova N.V., Shelehov A.A., Matveeva S.S. Sredstva i metody adaptivnoj fizicheskoj kul’tury v individual’noj programme reabilitacii i abilitacii invalidov i detej-invalidov \\ Aktual’nye voprosy medicinskoj reabilitacii i adaptivnoj fizicheskoj kul’tury: materialy konferencii. Sankt-Peterburg, 21-22 nojabrja 2017 goda/ federal’noe gosudarstvennoe bjudzhetnoe obrazovatel’noe uchrezhdenie vysshego obrazovanija «Pervyj Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj medicinskij universitet im. akad. I.P. Pavlova» Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii; pod red. A.A. Potapchuk, I.V. Jurkova. – SPb.: RIC PSPbGMU, 2017.: 34-37 (In Russ).]
5. Мамина Т.М., Карпинская В.Ю., Шилов Ю.Е.Принципы сенсомоторной интеграции в развитии детей: обзор теоретических подходов. // Психология XXI века: материалы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века» 2020 года — г. Санкт-Петербург, — 2020. С. 144-155;
[Mamina T.M., Karpinskaja V.Ju., Shilov Ju.E.Principy sensomotornoj integracii v razvitii detej: obzor teoreticheskih podhodov. // Psihologija XXI veka: materialy Mezhdunarodnoj mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh specialistov «Psihologija XXI veka» 2020 goda — g. Sankt-Peterburg, — 2020. S. 144-155. (In Russ.)]
6. Мамина Т.М., Карпинская В.Ю. Сенсомоторная интеграция в когнитивном развитии ребенка. // Петербургский психологический журнал, 2021, №33 (20). С. 1-20
[Mamina T.M., Karpinskaja V.Ju. Sensomotornaja integracija v kognitivnom razvitii rebenka. // Peterburgskij psihologicheskij zhurnal, 2021, №33 (20). S. 1-20. (In Russ.)]
7. Потапчук, А.А. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом). / А.А. Потапчук, И.П. Машаду. – СПб., 2003. – 228 с. [Potapchuk, A.A. Adaptivnaja fizicheskaja kul’tura v rabote s det’mi, imejushhimi narushenija oporno-dvigatel’nogo apparata (pri zabolevanii detskim cerebral’nym paralichom). / A.A. Potapchuk, I.P. Mashadu. – SPb., 2003. – 228. (In Russ.)]
Карпинская Валерия Юльевна, к.пс.н. доцент, сотрудник научно-методического центра «Сова-Нянька», тел. +79043319041; SPIN 1682-0819, Researcher ID M-8542-2013, Scopus ID 57032704800, ORCID 0000-0002-5311-8438 karpinskaya78@nannyowl.ru
Karpinskaia Valeriia Julievna, PhD in Psychology, professor, SPIN 1682-0819, ResearcherID M-8542-2013, Scopus ID 57032704800, ORCID 0000-0002-5311-8438 karpinskaya78@nannyowl.ru
Мамина Татьяна Михайловна, к.пс.н, старший преподаватель кафедры психология личности СПбГУ, руководитель научно-методического центра «Сова-Нянька», SPIN 6674-2145, ORCID: 0000-0002-3504-6258, e-mail: tm@nannyowl.ru
Место работы: ООО «НМЦ «Сова -Нянька», г. Санкт-Петербург
LLC «Sova-Nyanka», St. Petersburg, Russian Federation
Если ты поделишься этой новостью с друзьями, Сова будет тебе очень признательна!