Совопрактика

117. Про сценарии. Совопрактика Базовая.

В основе любого занятия по методу «Совопрактика Базовая» лежит тот или иной игровой сценарий, внутри которого задаётся определённая сюжетная цель (спасти принцессу, добыть ценный предмет, защититься о неприятеля). Проходя маршрут, следуя сюжету игры – как правило, сказочному или фантастическому, – ребёнок взаимодействует со снарядами Дома Совы, развивает свои сенсорные системы, решает многочисленные двигательные и когнитивные задачи, а также учится изменять и моделировать окружающую среду.

Сотрудники Научно-методического отдела подготовили уже более сотни игровых сценариев для детей от 3 до 10 лет, распределённые по возрастам. И здесь возникает соблазн для специалиста – взять готовый игровой сценарий и использовать его на занятии в неизменном виде. Однако ведь дети все разные! И одним из важных факторов целесообразности и пользы занятий по методу является подстройка игровых сценариев под особенности и потребности развития каждого конкретного ребёнка. Зачастую это вызывает у неопытных инструкторов некоторые трудности. Поэтому сегодня мы решили привести несколько примеров того, каким образом специалист может видоизменять и дополнять игровые «совопрактические» сценарии в соответствии с целями и задачами, которые он ставит на занятии, и особенностями развития конкретного ребёнка.

☝🏻 Прежде всего, общая структура занятий по методу «Совопратика Базовая» является гибкой сама по себе. К примеру, зачастую специалист понимает, что на этапе адаптации, направленном на знакомство ребёнка с физическими свойствами оборудования и выстраивание контакта с инструктором, бывает достаточно провести всего два занятия, а не четыре, как это предусмотрено в системе. И наоборот, кому-то из детей необходимо будет гораздо больше времени на адаптацию. Другой пример: если специалист понимает, что тот или иной сценарий оказался для ребёнка особенно ценным и богатым на приобретение новых навыков и умений, он может придумать своеобразное «продолжение» данного игрового сюжета в том же маршруте, но уже с усложнением двигательных и когнитивных задач.

✌🏻 Второе направление, в котором могут происходить изменения, – это сам игровой маршрут, или, иными словами, взаиморасположение снарядов внутри Дома Совы. Иногда ребёнку бывает трудно – или же, наоборот, слишком легко – выполнять те или иные движения внутри конкретного маршрута; в таком случае, специалист может изменить способ подвеса или расположение тех или иных снарядов прямо в ходе занятия – конструкция сенсорно-динамического зала позволяет это делать. К тому же, маршрут можно – и нужно! – подстраивать под задачи развития каждого ребёнка в отдельности. Например, для ребёнка, имеющего проблемы со схемой тела и не осознающего саму возможность некоторых движений ног, наши специалисты выстраивали маршрут таким образом, чтобы он был вынужден выполнять данные движения для достижения игровых целей. Сказочный сценарий и сюжетные задачи мотивировали его проходить маршрут, несмотря на все трудности. В частности, чтобы мальчик «научился» сгибать ноги в коленях, ему предлагалось забираться на все снаряды с пола; снаряды, при этом, были расположены на такой высоте, чтобы ребёнок мог залезть на каждый из них только посредством подъёма и сгибания ног.

Помимо структуры занятий и перестроения маршрута, специалист может также переставлять акценты на занятии при помощи грамотно подобранного игрового задания. К примеру, в игровой маршрут, в котором ребёнку необходимо лазать по «волшебной пещере» с сокровищами гномов, специалист, стремящийся подключить работу над самоконтролем, подвешивает на некоторые «сталактиты» (дополнительные Крепыши, свисающие с балок) цветные фишки. Ребёнок, проходя игровой маршрут, может держаться за любые «сталактиты», кроме тех, которые помечены цветными фишками. На групповом занятии специалист с той же целью предложит детям, проходящим круговой маршрут, построить башню из Мягких модулей на Платформе, подвешенной в центре зала. Платформа касается остальных снарядов; так что детям необходимо быть настолько аккуратными, чтобы башня, которая становится всё выше с добавлением каждого модуля, устояла на своём месте.

🖖🏻 Ну, и последнее, на что специалисту стоит обращать внимание при работе с конкретным ребёнком, – это его собственная речь. Формулировки, с которыми ведущий занятие инструктор использует на занятии, и акценты, которые он расставляет внутри сказочного сюжета, помогают проработать волевую и эмоциональную сферу ребёнка, а также корректировать его поведение и знакомить с общепринятыми правилами и нормами общения. К примеру, в сценарии по мотивам сказки «Что это за птица?» в конце занятия специалист обязательно проговаривает с ребёнком: каждая птица хороша и красива по-своему, и любой клюв, хвост или ноги полезны той птице, которая их носит, для той среды, где она обитает.

Таким образом, игровой сценарий не должен восприниматься специалистом как некая косная и неизменная структура; это, скорее, та чудесная «колбочка», которую вы можете наполнить своим смыслом и теми волшебными ингредиентами, которые помогут вам создать полезный развивающий «коктейль» для каждого конкретного ребёнка, посещающего ваши занятия.

 

Автор статьи

Женя

Евгения Юдина, ритмист детского центра и методист научно-методического центра «Сова-Нянька». Авто большей части сценариев и маршрутов «Совопрактика Базовая».

Ещё интересное

  • 👩‍🎓 методу «Совопрактика Базовая» мы обучаем специалистов вот тут: https://nannyowl.ru/sovopraktika-base-online/
  • 👭 на занятия «Совопрактикой» можно прийти в наш Детский центр, вот сюда: https://nannyowl.ru/detki/
  • 🎬 а здесь лежит запись прямого эфира из детского центра «Сова-Нянька», в котором Женя Юдина рассказывает про занятия по методу «Совопрактика Ритмика»: https://nannyowl.ru/sovolive/

Если ты поделишься этой статьёй с друзьями, Сова будет тебе очень признательна!

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.