Нейропсихология СДВГ

125. Нейропсихология СДВГ. «Лоб».

Нейропсихология СДВГ. «Лоб».

Для того, чтобы хорошо понимать причины поведения наших гиперактивных и невнимательных детей, необходимо и достаточно знать два факта. Первый: при СДВГ функционально недостаточен «передний лоб» (префронтальная кора). Второй: у человека с СДВГ низкий уровень дофамина в мозгу. Что это значит и как влияет на жизнь ребёнка (и его родителей, уху), мы и разберём.

Начнём сегодня с лобной коры. Что она делает? Список её занятий велик: оперативное запоминание, решение текущих вопросов (организация информации с последующим стратегическим её воплощением в действиях), отсрочка удовольствия, долговременное планирование, регуляция эмоций, сдерживание импульсивных порывов.

Это портфолио многостаночника. Но все эти профессии можно объединить под одной шапкой: лобная кора заставляет нас поднапрячься, когда дело видится правильным.

Лобная кора заканчивает своё формирование позже остальных частей мозга, при этом самые эволюционно молодые её части — а это, как раз, префронтальная кора! — созревают самыми последними. А полностью лобная кора вступает в строй, только когда человек достигает 20-25 лет. Запомним этот факт — он даёт ответ на вопрос «Чего ждать?», который тревожит, конечно, любого родителя гиперактивного и невнимательного ребёнка. Хорошая новость — в том, что у него ещё впереди масса времени для того, чтобы «дорастить» мозг и скомпенсироваться.

(Плохая новость — в том, что полностью «перерастают» СДВГ только 20% детей. У оставшихся 80% особенности развития остаются, только проявляются они во взрослом возрасте иначе. Больше как психологические, а не неврологические проблемы. Подробно мы эту тему обсуждали вот в этом посте.)

Лобная кора является наиболее чувствительной и уязвимой частью нашего мозга. Именно она прежде всего страдает при гипоксии в родах. Именно в лобной коре гораздо чаще случаются неврологические инсульты. А ещё — именно в лобной коре у нас наблюдается исключительно высокий уровень метаболизма, равно как и активность генов, отвечающих за выработку энергии. Так что «сила воли», как справедливо указывает Роберт Сапольски в книге «Биология добра и зла», — это не просто метафора, она указывает на конечный (энергетический) ресурс, требующийся на поддержание самоконтроля.

(Последнее обстоятельство объясняет очень непростые отношения СДВГ-шек с едой. Мозг как будто «чувствует», что префронтальная кора недорабатывает, и, чтобы подпитать её, заставляет своего обладателя искать и поглощать источники легкодоступной энергии — всё сладкое и мучное. Я сам в детстве набивал карманы сахаром-рафинадом, клал за щёку и сосал кусок за куском. Ужас.

Но проблема с быстроусвояемыми углеводами такая, что они вызывают резкий подъём уровня сахара в крови. Организм реагирует на резкое повышение уровня сахара таким же резким выбросом в кровь инсулина, загоняющего глюкозу в ткани. Уровень сахара в крови опять падает, мозг снова оказывается в ситуации голодания, и СДВГ-шке нужно срочно «закинуться» чем-то мучным и сладким. Цикл повторяется. Такие вот скачки уровня сахара в крови крайне плохо отражаются и на умственной работоспособности, и на настроении. СДВГ-шкам — уж точно лучше их избегать.

Поэтому основная рекомендация по питанию СДВГ-шек — это стараться заменять продукты с высоким гликемическим индексом (т.е. быстро расщепляющиеся до глюкозы) на продукты с низким гликемическим индексом (расщепляющиеся медленно). И добавлять в рацион больше растительной клетчатки, больше жиров и белка — они снижают гликемический индекс пищи.)

А знаете, как перегрузить лобную кору? Сделать так, чтобы она «захлебнулась» и перестала справляться со своими обязанностями? «Вредный совет» очень простой: работайте в многозадачном режиме, делайте сразу несколько дел одновременно! Помимо ухудшения результатов интеллектуальной деятельности такое увеличение когнитивной нагрузки значимо снижает социальное чувство — человек становится менее щедрым, меньше стремится помогать окружающим, больше врёт.

Отсюда рекомендация по воспитанию детей с СДВГ: не поощряйте у них многозадачность! Приучайте к правилу, что в каждый конкретный момент времени они делают одно дело. Закончили одно дело — приступили к следующему. Только так.

Далее. Лобная кора играет центральную роль в социальном поведении. Чем больше размер группы — тем больше нагрузка на «лоб». Это объясняет, в частности, зависимость уровня активации СДВГ-шек от социального окружения. Дома, в тишине, они могут быть вялыми и апатичными, а в большом классе, в окружении сверстников — «дуреют».
Это стоит иметь в виду, когда вы выбираете школу или спортивную секцию. При прочих равных стоит предпочесть варианты, где группа меньше.

Роль лобной коры лучше всего иллюстрируют случаи пациентов с повреждениями данной части мозга. Первым пациентом с подобными повреждениями стал американский строитель Финеас Гейдж. (Погуглите в интернете, посмотрите картинки.) В 1848 году он работал бригадиром взрывников на прокладке железной дороги в Вермонте. Неожиданно лом, которым он уплотнял пробку над пороховым зарядом, высек искру и вызвал взрыв. Металлический стержень диаметром 1,25 дюйма (3,2 см) пробил ему голову, войдя с левой стороны лица и выйдя из черепа практически вертикально вверх. Прут пролетел еще 20 м и приземлился, прихватив значительную часть левой лобной коры Гейджа.

Чудесным образом Гейдж выжил и поправился. Но личность этого прежде уважаемого уравновешенного человека преобразилась. Вот как описывает Гейджа доктор, наблюдавший его много лет:

«Между его интеллектуальными свойствами и животными наклонностями, если можно так выразиться, расстроилось равновесие, разрушился баланс. Он вспыльчив, непочтителен, позволяет себе грубейшие ругательства (что раньше ему было вовсе не свойственно), не кажет почти никакого уважения своим товарищам, не терпит советов и не проявляет сдержанности, когда это противоречит его желаниям, порой становится неуступчивым и строптивым, но при этом капризным и требовательным, строит многочисленные планы, которые никогда не исполняются, будучи заменены другими, которые кажутся ему более обоснованными.»

Ничего не напоминает это описание? Не похоже на наших СДВГ-шек, нет? 😉 Я — так узнаю себя во многих моментах… 😌

А хотите узнать, каково это ИЗНУТРИ — быть без «лба»? Удивитесь, но — у каждого из нас есть такой опыт. Я имею в виду сновидения. Они происходят во время фазы быстрых движений глаз, именно тогда наша лобная кора сходит с дистанции. Сравните самоощущение себя во время снов с состоянием обычного бодрствования. Есть разница?

Часто задают вопрос: а можно ли «тренировать» функции лобной коры? Отчего ж нет. Лучшая практика, которая мне известна на этот счёт — это медитация. Если отбросить всю спиритуалистическую мишуру по этому поводу, то медитация — это обычная (ну ладно, ладно — НЕОБЫЧНАЯ) тренировка произвольного внимания. Вы пытаетесь сосредоточить внимание на дыхании (или на чём-то другом, неважно), отвлекаетесь, замечаете, что отвлеклись — и снова возвращаетесь к наблюдению за дыханием. И так — снова и снова, снова и снова. Смысл практики — вовсе не в том, чтобы узреть Абсолют, соединиться с Атманом или ещё какая-то абракадабра, а — в том, чтобы научиться ЗАМЕЧАТЬ, что у нас происходит в сознании. Что мы в каждый момент чувствуем, что вы думаем, чего хотим. Когда мы это научаемся замечать, прежде чем что-то СДЕЛАТЬ, — у нас появляется момент ВЫБОРА, как поступить. И мы из биологического робота, автомата, превращаемся в человека разумного, в полном смысле этого слова.

Информации о том, что медитация помогает при СДВГ, в сети просто масса. Я, правда, не очень представляю, как объяснить РЕБЁНКУ, что он должен делать — и, главное, ЗАЧЕМ 😃 — но со взрослыми СДВГ-шками этот инструмент действительно работает.

Для медитации не нужно специального уединённого места. На самом деле, чем больше отвлекающих моментов — тем лучше. «Тяжело в учении — легко в бою», как говорил один великий медитатор. Когда я вечером дома усаживаюсь на полу, чтобы помедитировать 5-10 минут, ко мне частенько приходит двухлетняя дочка, тычет пальцем в глаз и требует: «Папа, открой глазЫ! Не надо спать!» Я открываю глазЫ, смеюсь, — и серьёзная барышня говорит мне наставительным тоном: «Папа, спрячь зубы!» 😁

Но спрятать зубы удаётся не сразу…

Илья Коробков
Эти несносные СДВГ-шки

✍🏻 другие публикации Ильи ищем в Совином блоге, вот тут: https://nannyowl.ru/blog/

Если ты поделишься этой статьёй с друзьями, Сова будет тебе очень признательна!

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.