Ощущения

160. Контактная группа. Тактильные ощущения

🦉Друзья, продолжаем разбираться с ощущениями. И сегодня у нас на очереди вторая группа – контактная, в которую входит целых пять видов ощущений! Мы коснёмся самых основных принципов работы этой группы, а подробнее расскажем о её первых участниках – тактильных ощущениях.

Итак, у каждого вида ощущений из контактной группы (так же, как и в случае с дистантной группой) есть свой аппарат или свой рецептор, который принимает информацию от раздражителей из внешней среды. Далее эта информация кодируется и по проводящим нервным путям бежит-летит в мозг. Мозг обрабатывает всё это дело и, в свою очередь, отправляет сигнал к необходимому участку тела для формирования адекватного двигательного ответа на внешний раздражитель.
Ещё Иван Михайлович Сеченов в конце девятнадцатого века доказал, что любая сенсорная система обязательно имеет эффекторный конец. Это значит, что если какая-то сенсорная информация взята из внешнего мира и обрабатывается сенсорной системой, то эта сенсорная система обязательно даёт свой двигательный отклик на тот сигнал, которыц она получила из окружающей среды.

Возвращаясь к контактной группе и описывая её, проще всего использовать военные термины. Все контактные ощущения как бы находятся на линии «боевого соприкосновения». Чего с чем? Тела человека с внешним миром. И не только человека, а любого существа. Про эту «контактную компанию» следует заметить, что ощущения данной группы невероятно значимы, но невидимы глазу. В отличие от дистантной группы. Именно по этой причине многие специалисты по работе с детьми, которые никогда не интересовались темой ощущений, даже не представляют, какие потрясающие ресурсы, умения и возможности спрятаны и распределены между участниками контактной группы.

Ещё один важный для нас момент, который стоит запомнить: представители всех групп ощущений собирают информацию извне, перерабатывают её и откликаются на неё не только движениями самого рецептора. В равной степени информация извне руководит и другими, более сложными движениями, которые человек хочет совершить. Например, ребёнок, увидев что-то интересное, не просто это увидел, но и тут же захотел побежать и схватить это ручкой.

Обычно люди, когда слышат о контактных ощущениях, в первую очередь вспоминают тактильные ощущения – ощущения, связанные с прикосновением и давлением. В отличие от дистантных, которые все сосредоточены на голове и имеют отчётливо видимые внешние органы (глаза, нос и уши) тактильные рецепторы спрятаны в разных слоях кожи и сообщают нам о событиях, которые происходят на границе между телом человека и внешним миром. То есть, когда что-то нас касается.

Теперь можно ответить на вопрос: а какая часть тела лучше и полнее всего обеспечена тактильными рецепторами? То есть, рецепторами, которые реагируют на прикосновение и давление. И это не пальчики. С большим отрывом, на первое место выходит язык, а на второе – губы. Поэтому, если мама хочет вынуть соринку из глаза папы или ребёнка, она будет делать это языком. Самые тонкие и душевные прикосновения матери к тельцу своего ребенка тоже будут губами. Получается, что рот – это самый первый и самый главный орган познания. Маленькие дети, которые суют всё подряд в ротик, интуитивно знают, что, ощупывая внешний мир ротиком, можно узнать его тоньше, больше и подробнее.

🔎 А где же тактильных ощущений меньше всего? Конечно, там, где не надо иметь слишком много раздражения, чтобы не сойти с ума. Например, любая попка будет немного «глуповата» в тактильном плане. Ступни ног – тоже. Особенно те места ступней, которые постоянно соприкасаются с опорой – с полом, с землей: им не нужны излишние раздражения. Попробуйте представить, что было бы, если бы они были такие же чувствительные, как и язык!

☝Итак, тут мы прервёмся и подведём итоги:
— контактная группа ощущений включает в себя пять видов ощущений;
— отличительная черта ощущений данной группы в том, что они находятся на «линии соприкосновения» тела человека с внешним миром;
— тактильные ощущения входят в контактную группу и позволяют человеку реагировать на прикосновение и давление;
— ротик – это важнейший орган познания окружающего мира для детей, а попа не очень важный 😂

Продолжение следует. Следите за публикациями!

📖 А тут читаем про дистантную группу ощущений: https://nannyowl.ru/159-news/

Осорина Мария Владимировна

Публикация составлена с использованием материалов выступления кандидата психологических наук, доцента факультета психологии СПбГУ, вице-президента Санкт-Петербургского психологического общества Марии Владимировны Осориной на конференции «Сенсомоторная интеграция: современные пути развития в психологии и медицине», 2022 г.

Полную версию пленарного доклада Марии Владимировны можно посмотреть приобретя доступ к записи трансляции конференции, вот тут: https://nannyowl.ru/product/vznossmi2021-online/

Поделитесь с друзьями

Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в vk
VK
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в skype
Skype
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в email
Email

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.