Гармоничное развитие

180. Гармоничное развитие ребёнка. Три составляющих

🦉 Гармоничное развитие ребёнка. Три обязательных составляющих

Вопрос обучения и развития детей сегодня стоит чрезвычайно остро. И для этого есть причины. Современный мир находится в состоянии постоянных изменений и неопределённости. Будущее сложно прогнозировать. Ещё сложнее прогнозировать те навыки и знания, которые могут пригодиться детям во взрослой жизни. В этой ситуации главный вопрос обучения: чему и как учить?

В этой ситуации ценными становятся не столько обширные знания или конкретные навыки, сколько опыт самостоятельной активности в неопределенной среде.
Ситуация осложняется недавними изменениями в сфере образования: формируется тенденция перехода учебной деятельности из стен школы в детские сады. Сложность ситуации заключается в понимании того, что стоит за понятием «учебная деятельности». С одной стороны, специалисты, работающие с детьми с раннего и дошкольного возраста, могут способствовать обучаемости, пониманию причинно-следственных связей, обогащению опыта действий. И здесь мы говорим в первую очередь о формировании прочного фундамента для дальнейшего развития учебной деятельности.

С другой стороны, сам переход учебной деятельности на уровень детского сада, а соответственно и детских развивающих центров часто понимается искажённо. Увеличивается количество развивающих занятий по подготовке к школе, которые сводятся в конечном итоге к тому, чтобы вооружить дошкольника начальными школьными знаниями: научить считать, писать, выучить буквы, знать времена года, животных, виды транспорта и т.д. Действительно, получается, ребёнок придёт в первый класс подготовленный. А как ему быть последующие 10 лет школьного обучения? На что опираться?

Происходит искажение понятий. Вместо процесса формирования фундамента для развития учебной деятельности, в дошкольную систему перемещается школьно-урочная. Укрепляются попытки усадить за столы и рассказывать, как устроен ребёнок и мир вокруг него, как в этом мире действовать. Такой подход был бы оправдан в одном случае: если бы сам ребёнок и мир вокруг него был бы неизменным. Современные исследователи подчёркивают, что школьно-урочная система в дошкольном детстве препятствует развитию личности ребенка. Эта картина подобна попытке в короткие сроки выстроить небоскрёб на непрочном фундаменте.
Итак, чему и как учить ребёнка дошкольного возраста в ситуации неопределённости? К чему готовить, если мы сами не можем представить спектр профессий, навыков, который будет через 10-15 лет?

В настоящее время выделяют важность таких качеств и навыков, как любопытство, критическое мышление, умение анализировать поступающую информацию, генерирование новых идей. Если проследить истоки развития этих качеств и навыков, то можно выделить три основных составляющих гармоничного развития ребёнка, на которые важно ориентироваться при проектировании развивающих программ, выборе методов обучения: смысловая направленность, инициативность, двигательная активность.
Эти составляющие подробно описаны Карпинской В.Ю. и Маминой Т.М. в работе «Сенсомоторная интеграция – всесторонний метод развития дошкольника».

1. Смысловая направленность.
Основа развития – это не просто восприятие, запоминание, воспроизведение набора стимулов, это, в первую очередь, выделение смысла, обретение смысла в предметах и собственных действиях.
Отсутствие личного смысла в образовательном процессе связано с тем, что он построен не на активном участии ребенка, взаимодействии со взрослым, а на пассивном принятии информации, не связанной с жизнью ребенка и не вызывающей у него интереса. То есть, смысл вроде бы есть, но это личный смысл взрослого. Здесь как раз и возникает проблема «неприкладных» знаний и умений. Ребёнку трудно понять, как полученную информацию применить к жизни. Очень важно, чтобы в процессе обучения и развития у ребенка возникло желание что-то сделать самому.

2. Инициативность.
Инициативность — это готовность к изменению окружающего мира, проявлению себя, самостоятельность и активность. В развитии детей для стимулирования инициативы используются приемы создания проблемных ситуаций, в которых нет заранее предустановленных программ правильных или неправильных действий, готовых решений.
Естественной проблемной ситуацией в дошкольном возрасте является игра: это способ самовыражения. Свободная игра детей, где они сами устанавливают правила и границы, определяют значение и назначение предметов – идеальная среда для проявления и развития инициативы.

3. Двигательная активность.
Современные дети меньше двигаются, чем это было 20 лет назад. Важным фактором в существенном сокращении двигательной активности является забота о безопасности детей в образовательных учреждениях. К использованию в учебном процессе разрешаются только сертифицированные материалы, а самостоятельная двигательная активность пресекается, поскольку быстрый бег, прыжки и лазание могут быть травмоопасными. В конечном итоге попытки обезопасить жизнь детей приводят к снижению свободной активности, самостоятельности, трудностям в управлении собственным телом и, как следствие, – к повышению травматизма.

☝Сегодня дошкольникам необходимы не столько занятия, на которых их научат читать, писать, а среда, где дети смогут учиться управлять своими действиями и движениями, чувствовать свое тело, пространство, развивать навыки анализа и планирования.

Одним из методов, в котором гармонично сочетаются обозначенные составляющие является метод сенсомоторной интеграции Совопрактика, как в индивидуальной, так и в групповой работе, реализуемый в сенсорно-динамическом пространстве «Дом Совы». Сам учебный процесс по методу Совопрактика выстраивается через практическую деятельность, участники которой могут развиваться и физически, и умственно, и социально. Также участники имеют возможность для проявления ловкости и точности действий в усложненной среде, возможность совершить ошибку, столкнуться с проблемной ситуацией и приобрести личный опыт, который в дальнейшем станет основой формирования новых знаний.

Федорук Анастасия Сергеевна , психолог, методист научно-методического центра «Сова-Нянька» и один из спикеров конференции “Сенсомоторная интеграция ” (2023)

👫 позаниматься с малышом сенсомоторной интеграции вы можете в детском центре “Сова-Нянька”
👩‍🎓 специалистов сенсомоторной интеграции (Совопрактика) мы обучаем в нашем научно-методическом центре
👉 а про сенсорно-динамический зал “Дом Совы” можно почитать тут

Поделитесь с друзьями

Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в vk
VK
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в skype
Skype
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в email
Email

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.