Психомоторные ошибки. Методы работы. Часть 1.
Развитие моторики и сенсорных процессов, как правило, происходит естественным путем. Движение обуславливает наши ощущения, совместно эти процессы формируют умственное и социальное познание. Иногда в это естественное развитие вмешиваются различные обстоятельства, такие как болезнь, травмы, социальные ограничения, которые препятствуют формированию тех или иных навыков.
В этой статье мы представим некоторые методы работы с психомоторными нарушениями и ошибками.
1. Психомоторные ошибки и нарушения на уровне собственно тела. Уровень B (Н.А. Бернштейн)
К ним относится затрудненность:
• в свободном управлении движениями (в основном, простая или сложная координация);
• в осуществлении плавных, грациозных движений;
• в придании телу определенных поз;
• в удержании равновесия (статического или динамического);
• в определении собственных потребностей (жарко/холодно, голоден/сыт, устал или бодр и т.д.).
У таких людей, как правило, тело скованное, напряженное, присутствует своеобразная угловатость движений. Они не любят или боятся танцевать, проявлять свободу движений. Могут избегать такие виды активностей, как плаванье, катание на лыжах или коньках.
С точки зрения физиологии может быть нарушена слаженная работа эфферентных (двигательных, или нисходящих) и афферентных нейронов (сенсорных, или восходящих). Может быть нарушено объединение в единое целое таких видов чувствительности (афферентации), как кожно-мышечной, вестибулярной афферентации. Как правило, при различных видах деятельности может наблюдаться снижение выносливости и лабильности НС. В большинстве случаев, если на этом уровне есть нарушения, то вышележащие уровни берут на себя компенсаторные функции. Деятельность внешне может быть не нарушена, но в тоже время человек может быстро истощаться, что будет приводить к снижению таких психических процессов, как: восприятие, внимание, память, мышление.
С точки зрения психологических проявлений может наблюдаться стремление устанавливать контакты или, наоборот, явное отчуждение от людей (физические контакты: объятия, поцелуи; социальные контакты: общение, совместное взаимодействие). Все это способствует нарушению физических и социальных границ. Если описывать двигательную деятельность, то в большинстве случаев происходит выбор силовых видов спорта или тех, где требуется выносливость или, как оборотная сторона медали, полнейший отказ от спортивной деятельности. Как правило, присутствует атлетический или пикнический тип телосложения. Такие люди склонны игнорировать свои телесные потребности, что часто приводит к соматическим заболеваниям, выгоранию, нарушению эмоциональной стабильности.
В нашей компании мы разработали диагностику сенсомотороных навыков, а также обучающую программу https://nannyowl.ru/sovopractice-diagnostics-online/С помощью этой диагностики можно точно определять, на каком уровне происходят проблемы у ребенка, и прицельно разрабатывать программу занятий.
Игры, которые можно использовать для развития этого уровня:
1. Игры, в которых активно затрагивается проприоцепция (важно, чтобы все упражнения выполнялись с закрытыми глазами):
• осуществление давления на тело через массаж; утяжеленную продукцию (одеяло, жилет); игры на подобие «Куча мала», там где по правилам необходимо наваливаться друг на друга; такой вид спорта, как регби;
• придание различных поз телу, где активно задействуется моторная память;
• все игры, где необходимо прокручиваться телом по полу, кувыркаться, ползать.
2. Игры, в которых активно задействуется тактильная и температурная чувствительность (важно, чтобы во всех упражнениях использовался принцип дихотомии, например горячее/холодное; гладкое/шершавое и т.д.):
• массаж разными предметами по всей поверхности тела;
• игры «угадайка», где необходимо определить с помощью осязания разные предметы;
• игры, где задействуются другие органы чувств как обоняние, вкус.
3. Игры, где задействуется любое произвольное управление телом:
• упражнения, связанные с дыханием;
• упражнения, связанные с напряжением или расслаблением мышц.
4. Игры на развитие равновесия и баланса (упражнения, где активно задействуется вестибулярный аппарат):
• кружение тела, качание на качелях и каруселях;
• стояние на двух или одной ноге с закрытыми глазами, использование в играх балансира.
Мамина Татьяна Михайловна , кандидат психологических наук и руководитель научно-методического центра «Сова-Нянька».
Материалы по теме:
— о методе «Совопрактика. Диагностика», позволяющем диагностировать сенсомоторные нарушения: https://nannyowl.ru/sovopractice-diagnostics-online/
— Мамина Татьяна Михайловна — один из основных спикеров конференции «Сенсомотораня интеграция», которая пройдёт 5-7 октября в Санкт-Петербурге: https://nannyowl.ru/smi-conferece-2023/
— Н.А. Бернштейн «О ловкости и её развитии». Книга в формате PDF