Дефицит в общении

204. Дефицит в общении современного ребёнка

🦉 Неужели современный ребёнок испытывает дефицит в общении?

☝ Общение – одна из базовых потребностей человека, поскольку жизнь в социуме не возможна без взаимодействия или коммуникации.

Какое же оно, современное общение?
Остановитесь на несколько минут и понаблюдайте за тем, кто и что вас окружает. Всевозможные технические средства коммуникации и представления информации стали настолько необходимы для комфортной жизни. Вместе с тем складывается ощущение, что общение взрослого человека происходит непрерывно, в темпе современной стремительной жизни: с коллегами по работе, родственниками и приятелями, находящимися в других городах и странах, с участниками всевозможных вебинаров и онлайн мероприятий.

В таком темпе накопленная усталость от работы приводит к тому, что нервная система истощается. Мы замечаем, что накопленное напряжение требует выхода и чаще находит в эмоционально-насыщенных диалогах с членами семьи с возможностью снять напряжение друг на друге. В результате, совместная деятельность минимизируется. Минимизация или отсутствие «человеческого» общения может привести к ухудшению соматического состояния, расстройству личности, ухудшению качества жизни.

📺 «Телевизор — главный гаджет дошкольника. Главный гаджет подростка — смартфон», «Детские каналы — рекордсмены по количеству просмотров.» — такие заголовки украшают статистические данные об особенностях медийного поведения детей, представленные Институтом современных медиа (MOMRI) по заказу «Цифрового телевидения» (ВГТРК и «Ростелеком»).
Современный ребёнок в возрасте от 4 до 10 лет проводит за просмотром телевизора около 138 минут. Учитывая тот факт, что до 9 лет основной механизм формирования поведенческих структур у ребёнка – это копирование моделей поведения окружающих, независимо от того реальны они или виртуальны, то можно сделать вывод, что формирование характера ребёнка, его склонностей, коммуникативных способностей на 30% зависит от предложенного телевидением и интернетом материала.

Получается, что с одной стороны, есть огромный выбор средств общения, платформ, социальных сетей, а также способов получения информации. С другой стороны, складывается дефицит живого общения, наполненного живыми сигналами и смыслом, которые человек передает человеку. Складывается дефицит участия одного человека в жизни другого человека.

☝К каким последствиям могут привести процессы выше?

  • Поверхностное общение, замкнутость ребёнка (и взрослого), отдаление, потеря контакта, чувство одиночества;
  • Уход в компьютерные игры, красочный и насыщенный мир которых даёт почувствовать себя важным, нужным, значимым;
  • Искажение жизненных ценностей, замена семейных транслируемыми с экранов гаджетов, и т.д.

👉 Как восполнить дефицит живого общения?

  • Выделять время на участное общение, когда откладываются гаджеты, выключен телевизор или другие информационные источники, и есть возможность для живого общения, например, узнать о том, как прошёл день ребёнка, что его сегодня удивило/расстроило/обрадовало;
  • Организовывать совместного времяпрепровождения дома: чтение книги, настольные или словесные игры, рассматривание фотографий, создание поделок и т.д., – то, что позволяет обмениваться эмоциями, впечатлениями, воспоминаниями;
  • Компьютерные игры и использование гаджетов также могут быть полезны, когда позволяют совместно решить игровую задачу или устроить игровой турнир;
  • Может быть и множество других способов общения, главное – наличие цели на живое участие в жизни друг друга.

👫 В дополнение добавим, что групповые занятия с детьми по методу сенсомоторной интеграции (Совопрактика. Группа) опираются именно на «живое общение», «смысл», «обмен информацией» и «участие в жизни другого». На таких занятиях есть возможность в полной мере проживать события в альтернативной среде, где есть специальное пространство и сюжет, стимулирующий общение между всеми участниками занятий. Коммуникативная сфера ребёнка является одной из обязательных сфер, лежащих в основе построения эффективного группового занятия.

***
👩‍🎓 Анастасия Сергеевна Федорук, педагог, детский психолог, специалист по сенсомоторной интеграции и методист научно методического центра «Сова-Нянька».

📖 Материалы по теме:

  • Данные исследования Как дети в России потребляют медиа: телевидение, YouTube-каналы, мобильные приложения.
  • Публикация Особенности развития коммуникативной сферы дошкольника в современной социокультурной ситуации (с учётом активного приобщения к информационно-коммуникационным технологиям).
  • Публикация Современные социально-культурные и психологические особенности процесса формирования коммуникативных навыков.

Поделитесь с друзьями

Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в vk
VK
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в skype
Skype
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в email
Email

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.