Развитие

205. Что нужно ребенку для комфортного развития и благополучия?

🦉 Что нужно ребенку для комфортного развития и благополучия?

Многие считают, что ребенка нужно научить считать, писать, выучить иностранный язык, обучить финансовой грамотности. И это, конечно, так. Действительно, важно подготовить детей к школьному обучению, к обучению в университете, к последующей профессиональной карьере. Ведь обладая знаниями, ребенок может стать успешным и добиться благополучия во взрослой жизни.

Давайте посмотрим немного глубже: для ребенка действительно важны знания и опыт. А какой опыт будет связан с благополучием?
В опыте ребёнка немаловажными являются и такие навыки и стремления как:
— не бояться пробовать, совершить ошибку и использовать полученный опыт;
— уметь анализировать информацию и делать выбор;
— знать о своих потребностях, желаниях, эмоциях;
— брать ответственность за свои действия и решения;
— принимать негативный опыт, корректировать и планировать свои действия;
— высказывать свою точку зрения и понимать, что каждый имеет свою точку зрения, которая может быть совершенно противоположной.
Для развития подобных навыков важны условия безопасности и психологического комфорта.

Психологический комфорт – это внутреннее состояние, в котором человеку требуется минимальное количество усилий для ощущения уверенности в своих силах и чувства внутренней защищенности. В этом состоянии у ребёнка формируется доверие к окружающему миру, мотивация к познанию, построению коммуникации и социальных связей, уверенность в своих силах.

В случае отсутствия внутренней безопасности у ребёнка может закрепиться установка «мир враждебен, опасен», и, как следствие, тревожность, недоверчивость, замкнутость, неуверенность, снижение уровня психологического здоровья.

Начало и основа для формирования внутренней психологической безопасности лежит в отношениях матери и ребёнка. В дошкольный и школьный период большую роль играет так называемая психологически безопасная и комфортная среда, в которой ребёнок сможет пробовать и ошибаться, совершать действия, видеть результат и делать выводы, выражать эмоции и быть принятым, задавать вопросы: «почему?», «а что будет, если?», «давай попробуем по-другому?» и т.д.

Уже много сказано о безопасной среде в специально созданном сенсорно-динамическом пространстве «Дом Совы», и такая среда безопасна не только в физическом отношении, но и в психологическом. Может возникнуть заблуждение, что искусственно созданная среда не даёт ребёнку возможности применить полученный опыт в реальной жизни. Однако занятия в такой среде выстраиваются вокруг «живой» проблемной ситуации, в основе которой заложена задача или вопрос, ответ на который необходимо найти опытным путём. Часто вопросы задают сами дети и они же имеют возможность найти ответ здесь и сейчас, попробовать, спросить у товарища, проверить, сделать своё заключение.

👫 Особая роль в построении безопасности отводится формату групповых занятий, в которых заложены два важных условия: безопасная среда и атмосфера психологического комфорта. Такой формат позволяет ребёнку проявлять индивидуальные качества, познавать себя и других, выстраивать социальные отношения, исследовать окружающее пространство, действовать в определённых условиях, видеть результат своей деятельности. На мой взгляд, ещё важнее, что подобный формат позволяет взрослому (специалисту, работающему с группой детей) повысить уровень внутренней безопасности и психологического комфорта ребёнка и внести вклад в формирование его благополучия.

👩‍🎓 Анастасия Сергеевна Федорук, педагог, детский психолог, специалист по методу сенсомоторной интеграции «Совопрактика. Группа» и методист научно методического центра «Сова-Нянька».

Поделитесь с друзьями

Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в vk
VK
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в skype
Skype
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в email
Email

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.