Тормозный контроль: о качестве жизни или об истощении?
Некоторое время назад, вот в этой публикации: https://vk.cc/cu8mDO специалист по ритмике, Евгения Юдина , раскрыла понятие тормозного контроля и его практическое проявление. Сегодня продолжим эту тему, подробнее рассмотрим сам механизм, поделимся интересными исследованиями и полезными выводами.
Тормозный контроль включает способность человека контролировать своё внимание, поведение, мысли, эмоции, при этом, подавляя внутренние желания или соблазны извне на пути к достижению желаемого результата. Также, тормозный контроль играет большое значение при постановке цели, саморегуляции, координации действий, отборе нужной информации, удержании внимания на значимых действиях.
У истоков изучения и понимания тормозных функций человека лежит изучение условно-рефлекторного механизма И. П. Павловым. В настоящее время доказано, что процесс торможения строится на активации нейронов, которая обеспечивает торможение предыдущего процесса. На психологическом уровне этот процесс представлен волевыми характеристиками, которые Л. С. Выготский связывал с мотивацией, поскольку считал, что свободный выбор человека между двумя возможностями определяется не внешними факторами, а внутренними процессами человека: осознанностью или сознательностью.
Пример исследования тормозного контроля впервые был предложен У. Мишелем в 1960-1970 годы. Он предлагал детям зефир и оставлял ребёнка наедине со сладостью в отдельном помещении. У. Мишел давал выбор ребёнку: сладость можно съесть сразу или можно подождать, тогда ребёнок получит вторую сладость. Поскольку исследование имело 40-летний лонгитюд, то была показана связь сформированного тормозного контроля у ребенка (если ребёнок не съедал сладость и ждал) с будущими успехами не только в работе, но и в качестве жизни.
Позже, в 1998 году психологом Роем Баумейстером был поставлен эксперимент, который показал, что сила воли – не бесконечный ресурс.
В эксперименте участвовали 67 студентов, которые считали, что принимают участие в опытах по исследованию вкусовых предпочтений. Участников предупредили, что в необходимо прийти голодными: поесть разрешалось не позже, чем за три часа до эксперимента.
В комнате была установлена небольшая пекарня, в которой пекли шоколадные печенья. Затем участников поделили на две группы: одна группа должна была съесть не менее трех печений каждый, вторая группа могла есть только редиску, которая также лежала на столе.
Обе группы справились со своей задачей, и затем их попросили пройти школьный тест — нарисовать определенную фигуру, не отрывая карандаша от бумаги, который на самом деле был нерешаемым.
Участники могли сделать сколько угодно попыток или сдаться. Результаты эксперимента впечатлили даже самих исследователей: в среднем студенты, которые съели печенье, пытались решить задачу более 30 раз и трудились над ней около 20 минут, а вторая группа бросала занятие после 8-10 минут. Более того, опрос студентов показал, что те, которые ели редиску были более расстроены своей неудачей.
Итогом этого эксперимента стало доказательство феномена истощения – сила воли является ограниченным ресурсом. Поскольку значительная часть ресурсов была потрачена на торможение – подавление внутреннего желания, участникам не хватило ресурсов для волевого усилия продолжать попытки решить поставленную задачу, и вместе с тем не хватило ресурсов на контроль эмоций.
И так, можно сделать вывод, что тормозной контроль:
— лежит в основе привычных для нас понятий самоконтроля, силы воли, мотивации, выносливости, целеустремлённости;
— играет значительную роль при постановке цели, планировании действий, осуществлении выбора, достижении результата;
— зависит от генетического фактора, процесса созревания определённых зон мозга, среды (в том числе семьи, питания, полученного опыта) и стресса (кратковременный стресс ослабевает функции контроля, длительный приводит к бесконтрольности);
— развивается в период 3-6 лет (как результат формирования лобных долей головного мозга);
— поддаётся целенаправленной тренировке, которая совместно с работой по саморегуляции может повлиять на снижение истощаемости и повышение качества жизни.
***
Анастасия Федорук, педагог, детский психолог, специалист по методу сенсомоторной интеграции «Совопрактика. Группа» и методист научно методического центра «Сова-Нянька».
материалы по теме:
— Книга Уолтера Мишела «Развитие силы воли Уроки от автора знаменитого маршмеллоу-теста» в приложении к публикации
— о методе «Совопрактика. Группа»