Ритмика. Групповая работа

206. Ритмика. Групповая работа

Групповая работа ритмиста

🥁 Ритмика и ритмические упражнения в целом становятся в разы эффективнее, если включать в них взаимодействие между участниками. И наоборот: на групповых занятиях без упражнений, связанных с ритмом, никуда. Почему так?

🔎 Исследования показали, что люди, страдающие дисритмией, не умеют подстраиваться под внешние аудио- или зрительные сигналы, подающиеся с заданным интервалом (т.е. в определенном темпе), а также не могут почувствовать изменения в скорости подаваемых сигналов. А это значит, что сама суть чувства ритма заключается в том, чтобы уметь подстроиться, сонастроиться с миром вокруг себя – в том числе, с окружающими людьми. Более того, многие упражнения с детьми на взаимодействие после такой сонастройки часто сами собой становятся ритмичными – ребята невольно подстраивают темп и ритм собственных движений и действий друг под друга.

В то же время, в большей части случаев мы понимаем, что у ребенка имеются те или иные трудности, когда он начинает ходить в детский сад или в школу – то есть, именно тогда, когда он попадает в социум. Проявляется невозможность не то, чтобы взаимодействовать с окружающими, но даже и в том, чтобы существовать с ними в общем темпе – одни не могут себя затормозить, другие становятся «отстающими», и так далее. И на развивающих занятиях с детьми так же: групповое взаимодействие не только выявляет «пробелы» и трудности, которые не были столь заметны при индивидуальной работе, но и позволяет более эффективно с ними работать.

☝ Приведем пример – упражнение, связанное с развитием мышления (а именно, сукцессивных функций – способности различения временных, стимульных и пространственных рядов, – напрямую связанных с успехами в математике, чтении и письме). В индивидуальной работе: специалист и ребенок вместе придумывают и запоминают определенную последовательность движений со Скакуном. Выполняют её в прямом и обратном порядке, затем – движения по очереди: один только четные движения, второй – нечетные. Далее специалист показывает ребенку какое-либо движение из ряда, и тому нужно показать два следующих движения либо два предыдущих, в зависимости от задания.

👫 В групповом формате такое упражнение становится в разы интереснее и сложнее. Участники становятся в круг. Важно, чтобы количество движений не соответствовало числу игроков, а также – чтобы все движения были звучащими (варианты для беззвучных движений: если ребенок передает мяч из руки в руку, он может одновременно топнуть, а если подбрасывает вверх – хлопнуть в ладоши). Дети выполняют движения по кругу: один участник – одно движение, и следят за действиями остальных, чтобы не пропустить свой черёд и то, какое именно движение попадает на их очередь в каждом следующем круге. После нескольких кругов, когда найден общий темп упражнения, специалист поворачивает некоторых детей спиной в круг. Теперь им нужно действовать, полагаясь только на слух! Постепенно все дети встают спиной в круг.

🤹‍♂ Другой вариант игры: на всех детей в круге – один Скакун. Ребенок, владеющий Скакуном, показывает какое-либо движение из заданного ряда движений с мячом, а затем передает мяч вправо или влево от себя; соответственно, ребенок, которому передали мяч, должен выполнить следующее (если стоит слева) или предыдущее (если справа) движение из ряда. После этого он может передать мяч любому своему соседу – либо перекинуть его какому-то из детей в круге. В первом случае, новому «владельцу мяча» нужно показать соответствующее предыдущее либо последующее движение, во втором – ребенок показывает новое случайное движение из имеющейся последовательности, и «отсчет движений» начинается уже с него. Такое упражнение не только эффективно работает с вниманием, памятью и мышлением, но – особенно при подключении заданного темпа, к примеру, музыки или метронома, – также активно задействует функции контроля, которые так важны в учебной деятельности и в повседневной жизни ребенка.

👩‍🎓 Евгения Юдина – ритмист, методист научно-методического центра и практикующий специалист детского центра сенсомоторной интеграции «Сова-Нянька»

Поделитесь с друзьями

Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в vk
VK
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в skype
Skype
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в email
Email

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.