Совокресло

54. Как работает Совокресло?

КАК РАБОТАЕТ СОВОКРЕСЛО?

— Коробков!!! Перестань качаться на стуле, кому говорят?!! Внимание на доску!!!

Это было почти 35 лет назад. Строгой учительнице старой советской закалки тогда даже не могло прийти в голову, что раскачиваться на стуле мне требовалось ИМЕННО для того, чтобы оставаться внимательным, чтобы следить за тем, что она говорит и пишет на доске. Сегодня же психофизиологи находят всё больше подтверждений тесной связи физической активности (в первую очередь, раскачивания) с когнитивными процессами, протекающими в мозгу. Их рекомендации – избегать неподвижного сидения на месте, позволять детям двигаться даже во время урока, заменяя обычный стул на гимнастический мяч или специальный одноногий Т-стул.

Как это работает? Почему сидение на гимнастическом мяче, одноногом стуле или – забегая вперед – нашем совокресле помогает (и не только детям, но и взрослым!) думать продуктивнее и сохранять фокус? Тут работает сразу несколько механизмов, и навскидку даже сложно сказать, какой оказывает большее влияние на результат.

Во-первых, раскачивание стимулирует мозжечок и стволовые структуры мозга, важнейшая роль которых в реализации психической деятельности человека на сегодняшний день не подвергается сомнению в научных кругах.

(Например, неоспоримо участие мозжечка:
— в регуляции скорости, последовательности и согласованности протекания высших психических функций;
— в регуляции поведения, эмоций и внимания;
— в интеграции и анализе сенсорной информации (зрительной, слуховой, вестибулярной и т.д.), поступающей из других структур мозга;
— в обеспечении сенсо-моторных и рече-двигательных координаций;
— в динамической интегративной организации психической деятельности (внимание, счет, динамические составляющие речи, динамический праксис, объем текущего запоминания, память на прошлые знания)… и т.д.

Второй механизм заключается в том, что раскачивание на стуле как вид деятельности дает ребенку идеальный вторичный фокус внимания. Некий процесс, на который сознание может ОТВЛЕЧЬСЯ на микросекунду, чтобы через эту микросекунду ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО.

(Есть предположения, что наше внимание никогда не бывает сколько-нибудь продолжительное время сфокусировано в точке – оно всегда флуктуирует. И «концентрация внимания» означает не то, что сознание вообще не отвлекается, а лишь то, что оно, отвлекаясь на мгновение, вновь возвращается к исходному объекту.)

Возвращение обратно (к первичному фокусу) естественно происходит потому, что поток сенсорных сигналов, добываемый самостоятельным раскачиванием на стуле, является для мозга ПРЕДСКАЗУЕМЫМ, ожидаемым. А объектами нашего внимания становятся только стимулы, нарушающие ожидания. Так работает наше сознание.

Третье возможное объяснение состоит в том, что интенсивная вестибулярная, проприоцептивная и тактильная стимуляция, получаемая при раскачивании, повышает ПОРОГ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ мозга к прочим отвлекающим факторам. Если ребенка, сидящего пай-мальчиком, может легко отвлечь шепоток соседа, то тот же ребенок, раскачивающийся на стуле, этого шепота скорее всего просто не услышит. Для того, чтобы его отвлечь, понадобится уже гораздо более сильный раздражитель — например, громкий возглас или толчок в бок.

Наконец, чтобы понять четвертый возможный механизм, нужно вспомнить, что наша нервная система реагирует не на абсолютное значение какого-то раздражителя, а на его изменения. Поэтому отсутствие определенного раздражителя может являться для нервной системы таким же сильным сигналом (в информационном смысле), как и его наличие в другой ситуации и другом контексте. – Все дело, как мы говорили выше, в ожиданиях, в предсказуемости стимула.

А теперь, вспомнив это, представим себе здорового активного человеческого детеныша. Ребенка, для которого естественно все время скакать, бегать, прыгать… ДВИГАТЬСЯ!

Мы сажаем его за парту, заставляем сидеть неподвижно…
Он послушно выполняет требование. Но для его мозга теперь самым сильным и значимым сигналом является не то, что говорит на уроке учительница, а тревожный сигнал об ОТСУТСТВИИ привычного потока вестибулярной и проприоцептивной стимуляции, производимой движением.

Откуда в этой ситуации взяться вниманию? На таких активных от природы детей навешивают ярлык «СДВГ» и начинают лечить… И даже, случается, «вылечивают»…

Какой бы из приведенных выше вариантов объяснения механизма работы совокресла ни оказался ближе к истине – совокресло работает. Причем улучшение внимания и эффективности работы головы оказалось не единственным положительным результатом. Беру на себя ответственность рекомендовать совокресло всем тем, у кого, как у меня, имеются проблемы со спиной, и для кого длительное сидение на обычном стуле или кресле — мучение. Действительно помогает. Точка.

— Илья Коробков, основатель компании «Сова-Нянька».


👉🏻 совокресло живёт тут: https://nannyowl.ru/product/sovokreslo-klassicheskoe/
👉🏻 а идея совокресла тут: https://vk.com/sovanyanka?w=wall-64397736_15654

Если ты поделишься этой новостью с друзьями, Сова будет тебе очень признательна!

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp

4 комментария к “54. Как работает Совокресло?”

    1. Сова-Нянька

      Мария, добрый день. На данный момент Совокресло выведено из производства.

        1. Сова-Нянька

          Мария, добрый день! К сожалению, мы не производим Совокресла. Если что-то изменится, мы обязательно разместим информацию на сайте.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.