Кому и зачем нужна сенсорная интеграция?
Что приводит ребенка, взрослого в кабинет специалиста, который занимается сенсорной и моторной интеграцией? Первый ответ, который возникает у многих, это – с ним что-то не в порядке. Где граница этого «порядка» и в чем она проявляется?
Когда мы заболеваем какой-либо простудой, мы имеем на этот счет минимальный алгоритм действий: измерить температуру, вызвать врача, сдать кровь и т.д.. Плюс у каждого есть небольшой запас знаний относительно того, что я могу сделать, чтобы облегчить свое состояние. Например, пить больше жидкости, выпить определенные таблетки, прополоскать горло определенными средствами и т.д. У многих из вас есть уже хорошо отработанный список действий в подобных ситуациях.
Но, когда мы имеем трудности психофизиологического плана, наступают проблемы. Иногда эти трудности весьма очевидны. Например, вам или вашему ребенку не нравится та или иная пища, вы избирательны в еде или наоборот поедаете все абсолютно, не видя меры. Или, вам не нравится та или иная одежда: вам слишком тесно или слишком свободно, и то и другое приносит вам дискомфорт. Возможно, вы стали наблюдать за тем, что вас или вашего ребенка часто укачивает в транспорте, на каруселях, вы чрезмерно боитесь высоты и активных действий: прыжки, бег, повороты. Вас раздражает интенсивность звуков, света и цвета. Вы не любите, когда вас обнимают или наоборот вам этого недостает, и когда вы оказываетесь под чем-то тяжелым, вы чувствуете расслабление и покой. Это то, что можно буквально наблюдать за собой и своим ребенком и даже делать оценку тех или иных предпочтений.
Но, что делать с теми проявлениями психологических проблем, которые тяжело оценить буквально? Например, что делать, если вы или ваш ребенок чувствуете эмоциональный дискомфорт и снижение желания активных действий? Возможно, вы чувствуете снижение интереса к окружающему, отсутствие любознательности и воображения у себя и ребенка. Замечаете хаос и поток различной информации вокруг себя и не знаете, как структурировать его, как навести порядок, чтобы отдохнуть и получать удовольствие от того, что делаете? А у ребенка наблюдаете несформированность внутреннего плана действий, он вечно начинает какое-либо дело и не доводит его до конца. Вы чувствуете, нарастающее чувство одиночества, и такое же состояние наблюдаете у своего ребенка: ничего не интересует, не увлекает, грусть и печаль.
С одной стороны все очевидно и понятно, с другой стороны не ясно к кому обращаться, какие методы лучше использовать, и подойдет ли этот метод/специалист для меня или моего ребенка?
Парадоксально, но изменения в поведении по большей части оказываются результатом саморегуляции организма.
Мы не можем изменить погодные условия, появление и исчезновение болезней, подъем или падение рубля. Всем этим мы не можем управлять. Организм – это единственно, что полностью подвластно нам.
Организм. Наш организм. Наше тело, родное, собственное. Вдох, выдох, задержка дыхания и вот вы уже управляете вашей автономной нервной системой, а вместе с ней сердцем, давлением. Каждый может управлять этими процессами. Тело, наш организм создано для того чтобы жить и выживать. Но, когда же происходит сбой? Почему все, что направлено жить и познавать перестает корректно работать?
Весь поток информации от тела, из окружающего мира обрушивается на нас и в этом потоке трудно разобраться, абсолютно все становится либо важным, либо второстепенным. Организм не учится классифицировать и категоризировать информацию. Процесс познания атрофируется и как итог проблемы с поведением, эмоциональной сферой, психосоматикой и когнитивными процессами.
Одна из таких причин, отсутствие проблемной среды и цели для организма. Организму не требуется преодолевать что-либо, изобретать и придумывать.
Следующая причина, «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. И как результат, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить взаимоотношения со сверстниками.
Так же хочется обратить внимание на отсутствие «ленивого времени» как у детей, так и у взрослых. Мы потеряли время, где мы можем сосредоточиться на своих потребностях, желаниях, чувствах, ощущениях. Время, где нет телефона, телевизора, взрослого, который придумывает деятельность или ведет на какой-либо кружок. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает.
Перечислять можно долго. Все это мешает нормальному развитию ребенка. Ощущения притупляются, физическая активность ограничивается, эмоции блокируются, а интеллект не спешит проявлять себя. Для того, чтобы запустить естественный процесс общения с собственным организмом, надо создать условия, в которых появятся цели категоризировать ощущения через взаимодействие с предметами, через движение в пространстве. Всем этим занимаются на занятиях по сенсомоторной интеграции.
Кому и зачем нужна сенсорная интеграция?
Кому:
1. Она нужна абсолютно каждому человеку на нашей планете любого возраста. Тем, кто испытывает трудности в произвольном управлении собственным организмом, тем, кто чувствует тревожность, перепады настроения, тем, кто часто болеет, тем, кто забыл как помнить и управлять своими остальными когнитивными процессами. Тем, у кого слабо развито ощущение собственного «Я». Тем, у кого искаженное восприятие интроектов (услышанное нами мнение о нас самих, которое становится частью нашей личности), когда вы не можете отнести, что из высказываний принадлежит вам, а что нет.
Зачем:
1. Увеличится произвольность и мотивационно-потребностная сфера. Появится уверенность в «Я-хочу», «Я-могу», «Я-смогу и сделаю»
2. Повысится изобретательность и уверенность в решении задач разной сложности и новизны
3. Повысится физическое и психологическое самоощущение: умение чувствовать и слышать сигналы от собственного тела, умение опережать и контролировать и управлять собственными эмоциональными переживаниями
4. Повысится любознательность, желание что-либо делать, экспериментировать, появится инициативность и способность конструировать собственное пространство жизни
5. Повысится связная речь и осмысленность того, что говорит ребенок
6. Повысится способность к удержанию одной сюжетной линии, что в дальнейшем будет способствовать удерживать глубину и осмысленность в том, что ты делаешь
7. Увеличатся структурно-логические связи при взаимодействии с окружающим миром
В этой статье я кратко ответила на один из вопросов, которые вы нам задали после экспертного вебинара «Диалоги Совы»: Сенсорная интеграция: международный опыт США и Россия.
Автор Татьяна Мамина — старший преподаватель кафедры психологии личности, Санкт-Петербургский государственный университет; руководитель научно-методического отдела OOO «Сова-Нянька».
Если ты поделишься этой статьёй с друзьями, Сова будет тебе очень признательна!