Сенсомоторная интеграция

94. Сенсомоторная интеграция в повседневной жизни.

Сенсомоторная интеграция в повседневной жизни

Легко ли съесть яблоко?

В когнитивной науке одним из ведущих направлений в современных исследованиях является проблема восприятия и действия. Ну, казалось бы, а в чем проблема? Посмотрели на стол, лежит яблоко, взяли его, откусили, положили обратно!

А нет, все не так просто. Начнем с того, что посмотреть на яблоко — вовсе не означает увидеть его. Между взглядом на объект и осознанием его наличия пролегает пропасть. Вспомните, как часто, Вы искали что-то, что лежало прямо перед Вами?! До тех пор, пока предмет не появится у Вас в сознании, он как бы и не существует, накрыт шапкой-невидимкой, можно ходить вокруг, пинать, спотыкаться, ронять его, но не видеть, поскольку Ваше сознание занято чем-то другим.

Итак – первый шаг на пути к тому, чтобы съесть яблоко – осознать его наличие, понять, что оно есть в этом мире, лежит перед Вами, что это яблоко, а не апельсин, или, например, мяч.

Допустим, все прошло удачно, яблоко обозначено, выделено и осознанно. Теперь-то, самое время его съесть! И опять препятствие. Ведь, чтобы взять яблоко в руку, нужно соответствующим образом подготовить кисть по форме этого объекта, протянуть руку и не промахнуться мимо, потом сжать пальцы вокруг него так, чтобы удержать, не раздавить его и донести до рта, в конце концов, начать кусать в тот момент, когда яблоко оказалось у губ, а не раньше или позже. И тут, казалось бы опять можно говорить о том, как важно осознать, что делает человек, для того, чтобы задача была решена успешно. Но, как ни странно, в этом акте осознание нам скорее будет мешать, чем помогать. Моторные действия у человека довольно быстро автоматизируются еще в раннем детстве. Да, вероятно, маленькому ребенку нужно какое-то время, чтобы сосредоточиться и научиться пользоваться ложкой, пить из кружки, но, если взрослого заставить внимательно выполнять такие действия, то он будет похож на ту сороконожку, которая разучилась ходить, когда ее спросили, как ей это удается делать. То есть, в этой части задачи важнейшую роль играет не столько осознанность, сколько прошлый опыт, предварительная тренировка в процессе которой мышцы, сухожилия, рецепторы кожи, суставов, зрение научились работать совместно, как слаженный оркестр, причем, с учетом происходящего вокруг. Нет необходимости обращать внимание на само действие, достаточно иметь цель (взять яблоко), а уж осуществиться она может тем способом, который удобен и уместен в данный момент.

И вот, все прошло удачно, мы нашли яблоко, донесли до рта, надкусили и жуем. Но можно ли сказать, что яблоко съедено, если Вы не ощутили вкуса яблока? Вообще ничего не ощутили или, например, ощутили другой вкус (травы, апельсина, мяча). Чудеса случаются, например, яблоко оказалось искусной подделкой из резины, или чудо-кулинар замаскировал апельсин под яблоко при помощи хитрых уловок с красителями и декором, быть может, Вы смотрели интересный фильм, и даже не заметили, как съели все яблоко, с удивлением обнаружив его отсутствие после. Съели ли Вы яблоко? В общем, объективно – да. Его больше нет на столе, однако, ничего не произошло с точки зрения Вашей субъективной реальности. Нет события в сознании, значит как бы и не было! Замечу, что это довольно сложное событие, в которое вовлечены не только разнообразные органы чувств (зрение, проприоцепция, кинестетика, вкус, обоняние, тактильная чувствительность и т.д.), но и действия (не просто набор бессмысленных движений, а сложные действия, предполагающие координацию, взаимную согласованность различных мышечных групп, определение траектории и точности) просто как будто и не происходило! А причем тут сенсомоторная интеграция скажете Вы? Самая очевидная часть, где уж точно не обойтись без сенсомоторной интеграции – вторая, где нужно взять яблоко. Если мы станем механически тренировать умение брать яблоки, возможно и достигнем в этом успеха, но, что будет, если изменится размер предмета, местоположение, форма, положение Вашего тела относительно него? Что опять придется учиться? Да нет же! Сенсомоторная интеграция предполагает не просто заучивание движений, а взаимную согласованность сферы разных ощущений и движений. Это позволяет решать почти любые двигательные задачи миллионами способов. Бывает и так, что для решения задачи нам не хватает той информации, которой мы привыкли пользоваться. Представьте, Вы учитесь кататься на коньках: это новое состояние, новые ощущения, непривычное положение тела, движения. Сначала ничего не получается, но постепенно удается поймать равновесие, создать верный двигательный стереотип, адекватно воспринимать скорость, и вот, Вы уже плавно скользите по льду, получая удовольствие. Если после коньков Вы попробуете освоить, например, горные лыжи, то с удивлением обнаружите, что делаете это быстрее, чем те, кто на коньках не стоял. Но причем тут коньки, если речь о лыжах?! А при том, что система интеграции движений и ощущений в этих двух видах спорта очень похожа. И, хотя, на первый взгляд, пробежать по льду – это совсем не то, что скатиться с горы, оказывается, что владение одним навыком подготовило человека к другому. Система обогатилась уже обогатилась новыми стимулами, они включены в работу психики и активно используются человеком в нужной задаче. Именно такое обогащение разнообразной стимуляцией, встраивание новых ощущений в существующие системы, умение владеть своим телом, активно использовать информацию для достижения цели и является задачами развития и коррекции в процессе сенсомоторной интеграции.

Давайте себе представим, что какой-то вид чувствительности «выпал», зрение, или тактильная чувствительность, или вкус… Можно ли в этом случае справиться с задачей? Конечно, можно! Можно взять яблоко на ощупь, можно его жевать, даже не чувствуя вкуса, можно при помощи зрения регулировать силу захвата, но это все существенно усложняет процесс: с одной стороны, нам придется уделять ему серьезное внимание, а с другой ведь яблоко – это целостный образ, это объект, который мы выделили в, и по отношению к нему у нас есть уже сформированные в опыте способы поведения, которые реализуются автоматически. Этот опыт ребенок набирает постепенно, играя с разными предметами, трогая их, нюхая, взвешивая, пробуя на вкус. И, чем больше возможностей для такого распознания разных свойств и качеств предмета, тем проще его опознать, отличить от других объектов и действовать с ним. При получении информации играет значение не только ее количество, но и качество, разнообразие. Разнообразие в том смысле, что информация не просто обрабатывается как непрерывный поток стимуляции, а классифицируется согласно разным модальным, осознаются разные свойства объектов окружающего мира. Большой спектр свойств объекта открывает большие возможности для его осознания для того, чтобы он появился не только в объективном, но в субъективном, в Вашем мире. Именно поэтому в процессе сенсомоторной интеграции происходит не только двигательное, но и когнитивное развитие: развивается и тренируется память, мышление, внимание. Человек лучше овладевает не только телом, но и учится эффективнее работать с информацией.

Сенсомоторная интеграция позволяет не просто получать информацию, но и классифицировать стимулы так, чтобы это не превращалось в бессмысленный утомительный поток, «сенсорный шум», от которого болит готова и возникает чувство утомления, раздражения, бессилия, а иногда и страха.

Главное, что мы хотим подчеркнуть, что сама по себе сенсорная интеграция немыслима без работы с моторной сферой. Сам по себе процесс познания основывается на базовых механизмах и закономерностях, где восприятие и действие являются проявлением работы этих механизмов (см., например, В.М. Аллахвердов, 2000; Е.А. Сергиенко, 2005). Взаимная согласованность восприятия и действия обеспечивает непрерывную обратную связь, где один процесс является верификацией, подтверждением другого. Схватывание предмета необходимо согласуется с теми размерами и формой, которые удалось оценить при помощи зрения, звук хрустящего яблока должен быть согласован с силой давления челюсти при откусывании, ощущение веса с траекторией и особенностями движений при поднесении яблока ко рту. В конечном счете все это многократное взаимное согласование делает возможным существование быстрых и точных действий с любыми предметами в окружающем пространстве.

Но что происходит, если этой согласованности нет? А ничего особенного: взрослый чувствует усталость, раздражение, эмоциональный спад, бессилие, слабость. Часто, даже не знает почему. Вроде все прекрасно, жизнь идет своим чередом, нет поводов для тревоги и стресса, подумаешь, чаще стал спотыкаться, не попадать в рукава одежды, не замечать вкуса еды, скользить и терять равновесие. На самом деле, рассогласование не может пройти незамеченным для нашей психики, мы все равно получаем сигнал об ошибке, другое дело – не всегда этот сигнал осознаем. Существование эмоциональных, метакогнитивных сигналов подтверждается в многочисленных экспериментах отечественных и зарубежных исследователей в области когнитивной науки (например, Аммалайнен А. В., Морошкина Н. В. 2019).

Дети реагируют так же, как и взрослые, только проявления у них более выраженные, а от родителей мы слышим жалобы на то, что ребенок неуклюжий, невнимательный, капризный, боится темноты, ездить в автомобиле, громких звуков, дерется и проявляет агрессию, не может проводить ровные линии, знает буквы, но никак не удается прочесть текст и т.д.

Именно поэтому, процесс сенсомоторной интеграции решает и еще одну задачу – развитие и коррекция эмоциональной, коммуникативной сферы, социоэмоционального интеллекта.

Итак, в простых ситуациях скрыты непростые процессы и закономерности.

Мы предлагаем комплексный подход к развитию и коррекции, в котором сенсорные и моторные компоненты занимают равное положение. Именно сенсомоторная интеграция позволяет получить результат в относительно сжатые сроки. Причем, акцент может быть как на двигательную, так и на когнитивную, и на эмоциональную, коммуникативную сферу развития. Хотя, основа и база для коррекции всегда одна – это регулярные курсы специальных занятий в «Доме Совы». Во время групповых и индивидуальных занятий и дети, и взрослые получают возможность лучше понять себя, научиться взаимодействовать с окружающим миром, управлять своими эмоциями и достигать поставленных целей.

— Карпинская Валерия Юльевна. Психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры СПбГУ, руководитель научно-исследовательской программы методического центра «Сова-Нянька».

Если ты поделишься этой статьёй с друзьями, Сова будет тебе очень признательна!

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.