внешность

95. Внешность обманчива! Или нет?

Предсказать поведение человека его характерологические особенности на основе строения его тела и специфики моторной деятельности пытались многие научные исследователи (Н. Озерецкий, М. Гуревич,1930; У. Шелдон, Э. Кречмер, 1954 и т.д.). Проблема такой взаимосвязи является актуальной и по настоящее время. Несмотря на врожденную уникальность и неповторимость каждого человека нельзя отрицать общие поведенческие и характерологические закономерности, которые проявляет человек с тем или иным телосложением.

До сих пор остаются нерешенными вопросы: что является первичным во взаимосвязи между телосложением, типом нервной системы и характерологическими и поведенческими особенностями? Можно ли менять свое отношение к миру, жизненную позицию, характер, изменяя свое тело, моторику? Или получив от рождения определенную конституцию, тип телосложения человек воспринимает, реагирует и взаимодействует с миром свойственным его типу образом?

На эти и другие вопросы мы решили дать ответы и разобраться в этой запутанной на первой взгляд проблеме.

Связь между конституцией и психикой была замечена еще Гиппократом: человек – мускульный и человек – изящный. Если говорить о конституции человека, то это сумма всех индивидных свойств, которые заложены генотипически. Конституциональные особенности состоят из морфологических структур и биохимической индивидуальности. Как правило, выделяют общую конституцию, которая включает в себя общую характеристику организма. В ее основе лежит генотип человека, все это определяет связи между различными системами организма: ЦНС, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной. А также, частную конституцию, которая включает в себя морфологическую конституцию (хромосомная, телесная); функциональную конституцию (биохимическая, нейрофизиологическая).

Наиболее известны теории Э. Кречмера и У. Шелдона. Кречмер связал тип телосложения с типом темперамента.

Тип телосложения и тип темперамента:

Астенический — высокий, хрупкий, узкие плечи, длинные и худые руки-ноги, худое лицо.
Шизоидный — замкнутый, необщительный, сдержанный, хорошая память, внимание и вербальный интеллект.
Атлетический — мышцы, широкие плечи, средний или высокий рост, выпуклые кости лица.
Иксотимный — смелый, бесцеремонный, любит риск, мало впечатлителен, любит подчинять других.
Пикнический — малый или средний рост, плотная фигура, круглое лицо, толстый, мягкий.
Циклоидный — общительный, быстро утомляется, прямой, хорошая память и образный интеллект.

У. Шелдон объединил доминирование зародышевого листка с типом телосложения и типом темперамента.

Тип соматической конституции и тип темперамента:

Эндоморфный – мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем.
Висцеротонический – любовь к комфорту, чувственные устремления, расслабленность, медленные реакции.
Мезоморфный – жестокость и резкость поведения, преобладание костно-мускульной системы, атлетичность и сила.
Соматотонический – любовь к приключениям, склонность к риску, жажда мускульных действий, активность, смелость, агрессивность.
Эктоморфный – изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры.
Церебротонический – малая общительность, склонность к обособлению и одиночеству, повышенная реактивность.

На основе этих систем В.Д.Балин (В.Д.Бадлин, 2000) совместно с Е.П.Лазаревской провели исследование в результате, которого предложили трехкомпонентную систему активации. Это позволило выйти на тип активации и соответствующий психологический тип без антропологических измерений:

  1. Соматотония – функциональное преобладание двигательного аппарата;

2. Церебротония – преобладание деятельности высших нервных центров;

3. Вегетотония – высокая активация (тонус) вегетативной нервной системы.

Далее, было выделено восемь типов сочетаний активации трех отделов нервной системы и психологические черты, свойственные этим типам.

Результаты приведенных исследований позволяют констатировать, что на выраженность психических параметров оказывает влияние, по крайней мере, три отдела нервной системы – центральный, вегетативный и соматический, а не только центральный, как традиционно считается. В зависимости от того, какая из систем активизирована, у человека формируются те или иные качества, причем на психические характеристики индивида оказывает влияние, видимо, не столько сама активированная система, сколько сочетанная деятельность этой активированной системы с низкоактивированными, и такие комбинации могут быть различными. Необходимо признать, что конституциональный подход (20-40г.) выделил определенную взаимосвязь психических и соматических свойств, тем не менее, полностью ответить на вопросы, что влияет и как не смог.

Интерес к взаимоотношениям строением тела и психомоторике был так же изучен. Например, Энке (W.Enke) при испытании на треморе получил интересные данные, позволяющие судить о зависимости результатов исследования от конституциональных свойств испытуемого. Мы можем смело утверждать, что каждый из нас имеет свою генетическую предрасположенность к тому или иному телосложению. При этом есть и обратная составляющая: изменение положений своего тела может влиять на проявление тех или иных поведенческих черт. В свое время Аллан Пиз написал свою книгу «Язык телодвижений», в которой подробно описал различные позы, которые принимает в тех или иных ситуациях человек. Каждой позе А.Пиз дал свое значение, то значение, которое несет человек по отношению к окружающему миру. Надо признать, что буквально принимать и воспринимать эту информацию не стоит, так как тело как слово имеет множество значений и интерпретаций. При этом нельзя исключать систему закономерностей, которые каждый из нас считывает с другого человека не обронив ни слова.

Следующий пример, к которому я хотела обратиться, это психологическая расшифровка той или иной части тела, которую используют в телесно-ориентированной терапии:

  1. Голова. Как правило, мы ассоциируем голову с процессом мышления, это наш разум, мозг. Голова с точки зрения психологического компонента имеет значение контроля.

2. Плечи. Вспомните популярные фразы «все валится из рук (плеч). Плечи ассоциируют с гипер или гипо ответственностью, которую несет в своей жизни человек. Вот еще одна фраза «беру больше, чем могу сделать».

3. Руки (от плеча до кончиков пальцев). Если мы вытянем руки перед собой, то мы можем увидеть, где заканчиваются наши границы, границы нашего тела. Именно пальцы рук позволяют нам дотронуться до другого человека, обеспечивают нам контакт с другими. Руки — это наш контакт с миром, наши межличностные границы.

4. Ноги (от бедра до пола). Ноги позволяют нам дойти до объекта, который находится не рядом с нами. С точки зрения психологической составляющей, ноги – это гипер или гипо оценка наших возможностей и потребностей.

5. Стопа. Уверенная или нет связь с внешним миром. Вспомните фразу «как будто почва ушла из-под ног». Стопы – наша опора. Чувствуете ли вы ее?

6. Грудь (от ключицы до нижних бедер). Как правило, грудь связывают с основными базовыми эмоциями: любовь, радость, благодарность, смирение, иногда гнев и печаль. С точки зрения, психологического описания грудь – это наша связь с внешним миром через чувства.

7. Диафрагму принято связывать с социальными страхами, такими как «быть как все или не быть как все», оценки, отторжения, принятие или непринятие.

8. Живот. Само слово «живот» дает нам подсказку к его психологическому значению – жизнь. Как правило, эту часть тела связывают с так называемыми «правильными» страхами: смерть, повреждения.

9. Шея – это наш мост между головой и грудью, между разумом и чувствами.

Мы, можем принимать или отвергать, то, что тело и наше отношение к жизни связано или абсолютно не связано. Но мы не можем отрицать то, что только с помощью тела, и только через него мы познаем с окружающую действительность и знакомимся с другими людьми.

Порой мы так сосредоточены на достижениях, что запрещаем себе мечтать. Берем больше, чем можем «потянуть», сделать. Чрезмерно открыты или наоборот придерживаемся эксклюзивной автономии при взаимодействии с другими. Все это как по книге можно прочитать в позе человека, в его походке и даже в некоторых его болезнях. Недаром появилось такое понятие как «психосоматика». Оглянитесь вокруг, понаблюдайте за собой и за теми, кто вас окружает. Где ваши плечами? Повернуты вперед или развернуты назад? Где ваши стопы, а когда вы ходите по улице пытаетесь вы догнать свои ноги, идут они впереди вас или наоборот: тело впереди, а ноги сзади?

Наше тело как книга. А книги можно не только читать, но и писать!

Напоследок, делюсь с вами небольшим упражнением, оно поможет вам сосредоточиться на себе и осознать, где вы сейчас в вашем теле, в окружающем мире. Поможет вам осознать свое тело, его границы, почувствовать себя более уверенно, придаст вам ценность того, что вы есть здесь и сейчас:

  1. Сядьте удобно, закройте глаза или найдите точку в пространстве. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Сосредоточьтесь на себе, подумайте, где вы сейчас: в какой-то части вашего тела, все ваше тело или ваше ощущение себя выходит за границы вашего тела?

2. Откройте глаза. Встаньте и теперь попробуйте ладонями рук прощупать и охватить все пространство вашей комнаты, где вы сейчас находитесь. Прижмите ладони к стене, как будто толкаете ее, и по всему пространству стены, пройдитесь ладонями, не пропуская ни сантиметр.

3. Отлично. Теперь снимите обувь, будет здорово, если вы голой стопой прочувствуете пол. Ваша задача сейчас почувствовать объем вашего тела. Начните со стоп. Обхватите сверху стопу одной ладонью, а с низу другой. И давящими движениями почувствуйте объем вашей стопы, далее поднимайтесь вверх по ноге: щиколотка, голень, бедро и т.д. Важно чтобы вы не пропускали ни миллиметр вашего тела и чтобы ладони были с разных сторон тела, чтобы вы ощущали объем. И не забывайте делать давящие движения. Далее те же самые движения проделайте с другой ногой, далее живот и спина, грудь и спина со всех сторон не забывайте про боковые части. Руки, шея, голова.

4. Снова сядьте. Закройте глаза или найдите точку в пространстве. Снова три раза вдохните и выдохните. Сосредоточитесь на себе. Задайте еще раз себе вопрос: где я? Я – только часть моего тела, все тело или Я выхожу за пределы моего тела, Я – больше, чем мое тело?

— Автор — Татьяна Мамина. Руководитель научно-методического центра «Сова-Нянька».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *