Сенсомоторная интеграция

96. СЕНСОМОТОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В КОГНИТИВНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Друзья! Хотим поделиться с вами научной статьей, которую написали наши эксперты.

Она была размещена в сборнике материалов XV научно-практической конференции «Психология психических состояний», прошедшей на базе Казанского Федерального университета 25-24.02.2021. На конференции специалисты Совы выступали с докладом. А теперь мы размещаем его в наших социальных сетях 🦉

СЕНСОМОТОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В КОГНИТИВНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

📖 «Довольно долго восприятие и действие рассматривались в психологии отдельно. Но за несколько последних десятилетий в области когнитивной психологии наметился прогресс к рассмотрению их как единого целого.

Не только в области теории, но и в практической психологии согласованию восприятия и действия уделяется пристальное внимание. Важность корректной обработки, структурирования и использования информации, поступающей от органов чувств очевидна. В клинической практике существует термин дисфункция сенсорной интеграции и рассматривается вопрос об определении такой отдельной диагностической категории. Важной частью коррекции являются занятия в оборудованных нейросенсорных комнатах.

Психологическую составляющую подхода составляет обращение к понятию мотивация, как одной из движущих сил развития. Мы признаем эффективность предлагаемых техник в методе сенсорной интеграции. При этом отмечаем ряд методологических недостатков, связанных с невозможностью выведения проверяемых следствий, что является необходимым требованием к любой научной теории.

Мы предлагаем иной взгляд и называем наш метод — сенсомоторная интеграция. Он основывается прежде всего на нейропсихологических механизмах, обеспечивающих структурирование сплошного информационного потока. Физиологические процессы необходимы для развития и функционирования психических процессов, однако психические нарушения требуют поиска методов психологической коррекции. Мы полагаем, что важнейшую роль в таких нарушениях играют когнитивные нарушения. Мы опираемся на естественно-научную парадигму, в русле которой проверка теоретических гипотез является необходимым условием получения знания.

Таким образом, под сенсомоторной интеграцией мы понимаем метод развития и построения смысловой структуры восприятия и действия в потоке информации от органов чувств. Используются не просто отдельные способы воздействия на сенсорную или моторную систему, а происходит интеграция систем при помощи смыслов действий, конкретных целей и задач в программах коррекции. Все это происходит на основе собственной познавательно-исследовательской активности ребенка. В методе используется подвесное оборудование в сенсорно-динамическом пространстве — это искусственно созданная игровая среда, которая включает в себя снаряды и оборудование разных форм и текстуры. Обязательным условием такой среды является возможность подвеса оборудования разными способами, что дополнительно обогащает сенсомоторный опыт.

При построении плана занятий по сенсомоторной интеграции учитывается познавательно-исследовательская активность, соответственно выстраивается алгоритм развивающей и коррекционной работы. Поэтапное формирование познавательной и двигательной активности способствует качественной организации хода обучения и обеспечивает высокий результат.

Алгоритм построения занятия включает в себя следующие этапы:
1. Адаптация. Игры и упражнения, направленные на мобилизацию внимания, подготовку учащегося к предстоящим нагрузкам, поддержание положительного эмоционального настроя.
2. Практика. Первоначально все игры построены на простых сюжетах, двигательные и когнитивные задачи имеют одно решение. Постепенно среда и задачи усложняются.
3. Закрепление. Содержит сложный игровой сюжет, включающий несколько решений когнитивной или двигательной задачи, вызывающие разнообразные, связанные между собой действия. Итогом данного этапа является самостоятельное создание сюжетов игр и стимулов.

Результаты исследования развития познавательно-исследовательской активности по методу сенсомоторной интеграции на группе из 10 человек продемонстрировали, что после прохождения курса занятий в сенсорно-динамическом пространстве у детей значительно улучшилась статическая и динамическая координация, сократилось время выполнения заданий, уменьшилось количество ошибок. Дети начинают проявлять больше инициативы, активно включаться в совместную деятельность, придумывать новые правила игр, становятся более усидчивыми».

Авторы:
👩‍🎓 Карпинская Валерия. Психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры СПбГУ, руководитель научно-исследовательской программы методического центра «Сова-Нянька».

👩‍🎓 Татьяна Мамина. Старший преподаватель кафедры психологии личности, Санкт-Петербургский государственный университет; руководитель научно-методического отдела OOO «Сова-Нянька».

А после прочтения, вы можете воспользоваться этими полезными ссылками:
👉🏻 посмотреть блог Совы: https://vk.cc/bZborv
👉🏻 познакомиться с проектом «Диалоги Совы»: https://vk.cc/bXLhPD

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *