ЧТО ЖДЁТ МЕТОД СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ?
Нет, сначала правильно будет спросить: а какая вообще у разных методов бывает судьба? Каков их жизненный цикл? Ну, хотя бы не всех методов, а — тех, которые оставляют заметный след в истории? У истоков каждого из них обычно стоит конкретный человек, который намного обогнал свое время. Самородок. Уильям Джемс, Зигмунд Фрейд, Альфред Томатис, Моше Фельденкрайз… Эти люди совершают колоссальный рывок вперед, опираясь только на свою интуицию и чутье. Опереться на какую-то строгую научную базу они не могут, потому что такой базы еще просто не существует, «фундамент» под практику подводится позже. И потому объяснительные конструкции, которые они создают, — они просто «висят в воздухе». Это скорее метафоры, сказки, которыми учитель помогает ученикам настроиться на «нужную волну», чтобы чувствовать то же самое. А потом самородок уходит из жизни… И что же случается с методом? Вариант первый — ученики превращают метафоры и сказки в религиозную догму. Любая попытка что-то скорректировать в подходах к работе воспринимается как еретическая: «Великий делал вот так!» И это начало конца метода. Потому что его мифология теряет связь с реальностью, с жизнью. Теряются многие тонкие нюансы практики, которые не были описаны автором, потому что он недооценивал их важность и значение. Метод становится ригидным, жёстким, и потому хрупким. Постепенно начинает давать трещины и рассыпается в пыль. Но не сразу — греметь костями этот Кощей Бессмертный может ещё долго. Другой вариант — когда творческое наследие «самородка» вдохновляет способных учеников на самостоятельный поиск. И многим из них удаётся создать свои удачные авторские методы. В которых ещё можно ощутить духовную связь с «родителем», но — уже по-другому расставлены акценты, используются другие объяснительные конструкции, используются другие инструменты и техники… И это — нормальный и естественный процесс, который позволяет находкам и идеям талантливых практиков сохраниться и продолжиться, отливаясь при контакте с реальностью в новые формы. Сохраниться не в исходном виде (это невозможно), но — как сохраняются внутри нас наши мамы и папы, дедушки и бабушки, передавшие нам в наследство свои гены и память об общении с ними. А что же происходит с методом сенсорной интеграции? По какому варианту складывается его судьба? Она складывается очень интересно. На западе после смерти Джин Айрес события развиваются строго по первому варианту, и «звон костей» уже ощутимо слышен. Но в России они, похоже, идут по второму варианту! Очень многие специалисты, которые начинали работать в русле традиционной айресовской сенсорной интеграции, постепенно отходят от него в сторону, адаптируют под свои задачи и создают что-то своё, уникальное. Логопрогноз — «нейродинамическую гимнастику», Марина Белозёрова — «сенсорный подход», Марианна Лынская — «MAP-метод»… Не стала исключением и Сова-Нянька. Мы работаем сейчас над апробацией собственного метода, который будет называться «Совопрактика». Постепенно мы будем рассказывать вам о нём, следите за публикациями! — Илья Коробков, руководитель научно-методического центра компании «Сова-Нянька»
А ещё этой статьёй можно поделиться с друзьями. Мы будем вам очень благодарны!
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp