У РЕБЕНКА СЛОЖНОСТИ: ЧТО ДЕЛАТЬ? Вот сталкиваетесь вы с ребенком, у которого «временные трудности». Предположим, вы обычный родитель, и это ваш собственный сын или дочь. Вы были всегда уверены, что с ним всё в порядке, но вдруг обнаруживаете, что это не так. Спохватываетесь, что скоро в школу, а ребёнок ещё не говорит. (Увы, это распространённая ситуация, я не аггравирую!) Или — и говорит, и умеет читать и считать, но — пошёл в первый класс, и совершенно «не тянет» программу. Приносит в дневнике пятерки за поведение и «колы» по предметам. (Моя ситуация, уху.) Или, наоборот, соображает нормально, но не может высидеть урок, громко разговаривает, вертится и мешает всему классу. Что делать-то? Куда бежать? К кому обращаться? Очень велико в этой психологически сложной ситуации искушение найти авторитета, который скажет, КАК НАДО, и переложить всю ответственность за принимаемые вами решения на него. Пойти к врачу в поликлинику, получить рецепт и начать пичкать ребенка разными фенибутами и кортексинами. И считать, что вы свой родительский долг выполнили. Сделали всё, что могли. Всё, что сказал доктор. Другой вариант — поверить в «волшебную пилюлю», которая — одна — может помочь. Хелатная терапия, сенсорная интеграция, баламетрикс… Потребностью людей верить в чудо вовсю пользуются мошенники и шарлатаны. Так, к нам на приём недавно приходила семья с маленьким мальчишкой, которого «сенсорные интеграторы» в их родном городе на каждом занятии насильно, невзирая на истошные вопли и крики бедного ребенка, намазывали по всему телу кремом. — Сценарий для фильма ужасов, вы не находите? Представьте СЕБЯ на месте этого пацана. Как вам? Ну ладно. А как же правильно-то? Мне кажется, что правильно — это постараться реконструировать ГЕНЕЗИС проблемы. Понять приведшие к ней причинно-следственные связи. И далее — принимать самостоятельные осознанные решения исходя из получившейся информационной модели. Чтобы составить такую модель, может оказаться полезной схема, которую я хочу предложить. Это готовая структура ТИПОВ относящихся к делу явлений и событий в их естественной иерархии. Сразу скажу, что далеко не всегда удаётся «собрать пазл» полностью. Как правило, наличной информации не хватает. Но склеенная из черепков античная ваза воспринимается как ваза, даже если части её фрагментов не хватает. А просто груда черепков — это просто груда черепков, и пользы от неё мало. Итак. В самом начале причинно-следственной цепочки лежит ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРИЧИНА. Это событие, которое дало старт всему процессу отклоняющегося развития. Часто таким событием становится родовая травма. Например, подвывих первого шейного позвонка — атланта. Следующим звеном цепочки является ПОРАЖАЮЩИЙ ФАКТОР. Например, в случае подвывиха первого шейного позвонка нарушается кровоток по одной из питающих мозг артерий, и мозг начинает испытывать дефицит кислорода — гипоксию. Хроническая гипоксия в данном примере — и есть поражающий фактор. Далее. Наличие поражающего мозг фактора приводит к формированию того или иного НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СИНДРОМА. Функциональной несформированности или функциональной дефицитарности тех или иных мозговых структур. Предположим, в нашем примере с атлантом — к несформированности префронтальных (лобных) отделов мозга. Ещё дальше. Нейропсихологический синдром проявляется в тех или иных наблюдаемых ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СИМПТОМАХ. Например, функциональная недостаточность префронтальной коры может быть причиной быстрой умственной утомляемости, дефицита произвольного внимания, сниженных возможностей саморегуляции в любых видах деятельности — и т.д. Ну и наконец. Психофизиологические симптомы существенным образом осложняют полноценную интеграцию ребенком нового опыта и становятся непосредственной причиной НЕСФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ. Навыков речи, чтения, письма. Решения задач. Навыков социальной коммуникации — и др. А теперь давайте вместе посмотрим, как эта схема работает. Начнём с очень простого вопроса: проблемы какого уровня чаще всего становятся для родителя сигналом о том, что — «блин, что-то не то с моим ребенком»? Правильно — последнего, уровня несформированности навыков. Проблемы с учёбой, с учителями и одноклассниками. Родитель какое-то время «варится» в этой ситуации, пытается в ней разобраться, как-то её разрешить… И что же становится результатом? В результате родитель может:
1. остаться на уровне понимания проблемы «НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ» и усилить педагогическое давление на ребенка, направленное на решение тех возрастных задач, в которых ребенок отстаёт. Заниматься дополнительно с ребенком самому, нанимать репетиторов — и т.д.
2. пойти с ребенком к неврологу. Получить свой законный диагноз «СДВГ» и начать пичкать ребенка ноотропами или ещё чем похуже. Это будет уровень понимания проблемы как ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СИМПТОМОВ. Вся фармакотерапия при СДВГ направлена только на купирование симптоматики, не более того.
3. найти хорошего нейропсихолога, который объяснит, что у ребенка «не дорабатывает лоб», и предложит какую-то вменяемую программу решения ЭТОЙ проблемы. (Редкий случай, поскольку действительно грамотных нейропсихологов сейчас днем с огнем не сыщешь.) — Это уровень понимания проблемы как НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СИНДРОМА.
4. обнаружить при допплерографии сосудов головного мозга снижение кровотока по одной из артерий и попытаться с помощью медиков его как-то увеличить. — Уровень понимания ПОРАЖАЮЩЕГО ФАКТОРА.
5. обнаружить с помощью рентгенолога подвывих шейного позвонка и выйти на уровень понимания ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРИЧИНЫ. (Про позвонок и прочее — это всё к примеру, вы понимаете. Причины могут быть разные.) А вот теперь вопрос на засыпку. Представим себе, что наш родитель по части аналитических способностей заткнет за пояс Шерлока Холмса и оказался способен (абсолютно невероятная ситуация!) восстановить ВСЮ картину причинно-следственных связей отклоняющегося развития. То есть он понимает и действующую причину, и поражающий фактор, — и так далее, вплоть до несформированности навыков. Внимание, вопрос: а на каком уровне (или уровнях) понимания проблемы наш «продвинутый» родитель должен действовать? Если вы скажете, что на уровне понимания действующей причины, то ваш ответ неправильный. Почему? — Да потому что уже ПРОШЛО ВРЕМЯ, и устранение исходной проблемы не устранит автоматически весь конечный букет сложностей ребенка. Предположим, что вы нашли хорошего мануальщика, он вправил ребенку подвывих атланта, и нормальное кровоснабжение мозга восстановилось. Но мозговые структуры-то, которые хронически на протяжении многих лет недополучали кислород, так и остались функционально несформированными! Соответственно, нейропсихологический синдром никуда одномоментно не уйдет. И обусловленные этим синдромом симптомы тоже никуда не уйдут — в лучшем случае немного сгладятся. А уж несформированные навыки — откуда они после сеанса мануальной терапии волшебным образом возьмутся? — Ниоткуда не возьмутся, совершенно точно. Так что действовать нужно — НА ВСЕХ ДОСТУПНЫХ УРОВНЯХ СРАЗУ. Безусловно, стараться выявить и устранить первопричину, запустившую весь процесс отклонения в развитии. Но и — устранять последствия, а как же иначе? В том числе — и заниматься с нейропсихологом, и наверстывать школьную программу. И даже рекомендуемые доктором лекарства, возможно, какое-то время попринимать — если польза от их применения превышает наносимый ими вред (тут осторожнее). Вот такой подход — единственно здравый, ИМХО. Его можно обозначить как комплексный, интегративный, целостный. Предполагающий взгляд на ситуацию КАК ЦЕЛОЕ. Именно так мы стараемся работать с семьями, которые приходят за помощью к нам, в Сову. Илья Коробков , руководитель научно-методического центра компании «Сова-Нянька» #соваразвивает #сованянька
А ещё этой статьёй можно поделиться с друзьями. Мы будем вам очень благодарны!
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp