Расплата

расплата

РАСПЛАТА 

Некоторое время наза побывал на семинаре с длинным названием «Медицинские и психологические аспекты синдрома нарушения внимания и гиперактивности (диагностика, лечение и психологическая коррекция минимальных мозговых дисфункций)». Много в этой связи вопросов и мыслей возникло; некоторыми из них хочу поделиться. 

Начну с очень краткого изложения теоретической позиции главного ведущего семинара — Людмилы Аполлоновны Ясюковой. (Тем, кто хочет познакомиться её взглядами подробнее, рекомендую обратиться к статье «Две модели психологической помощи детям с нарушениями в созревании мозга».) 

Людмила Аполлоновна убеждена, что формирование высших психических процессов напрямую не зависит от состояния здоровья ребенка вообще и от развитости его сенсомоторных функций в частности. Всегда можно найти способ научить ребенка читать, думать, решать задачи в обход травмированных, неразвитых или отсутствующих анатомических или функциональных структур головного мозга. Поэтому основные усилия педагогов и психологов должны быть направлены именно на развитие мышления, а восстановлением здоровья можно (нужно) заниматься параллельно и независимо. Иначе — если ждать, пока мозг «дозреет» — можно потерять бесценное время и ребенок навсегда останется умственно отсталым. А так, при должной настойчивости педагогов, дети, несмотря на очевидные мозговые дисфункции (которые иногда остаются на всю жизнь), оканчивают лингвистические гимназии и математические школы, получают высшее образование, добиваются успехов в профессиональной деятельности… 

Атомная бомба под всю идеологию и мифологию сенсорной интеграции, вы чувствуете? 🙂 

Что тут скажешь… Для начала скажу, что к этому вопросу я никак не могу относиться бесстрастно и отстраненно. Для меня это не какая-то абстрактно-теоретическая проблема, потому что я сам в прошлом — ребенок с таким «несозревшим» мозгом. Хорошо помню, как в 6 лет я сидел в первом классе, примерно сложив руки на парте, и не понимал из того, что говорит у доски учительница, НИ-ЧЕ-ГО. А дома до глубокой ночи мама пытала меня прописями и задачами, в которых я не понимал даже условия, потому что мучительно ХОТЕЛ СПАТЬ. Помню отчаяние и ужас в голосе матери, которая кричала: «Ты у меня дворником будешь!!!» Что такого ужасного в профессии дворника — мне тогда даже не приходило в голову задуматься. Но главный «мессидж» я усвоил чётко: меня ждёт в жизни крах, катастрофа. 

Что ж, мама. Если ты читаешь эти мои заметки там, на небесах, то знаешь, что дворником я так и не стал. И в этом есть большая твоя заслуга. Но был ли бы я более счастлив, если бы пошёл в школу не в 6 лет, а в 7 или в 8… И не в обычную, а в коррекционную… И зарабатывал бы себе на хлеб в итоге метлой, а не головой… — Кто знает? В любом случае, это был бы уже не я нынешний. 

Но я отклонился от темы, простите. Я хотел сказать только, что меня можно считать вполне успешным продуктом того подхода, который пропагандирует уважаемая Людмила Аполлоновна. И это даёт мне некоторое моральное право высказывать о нём своё собственное мнение. 

В чём оно состоит? Мне кажется, что Л.А.Ясюкова вынужденно занимает очень радикальную позицию, которая является симметричным ответом на ДРУГУЮ излишне радикальную позицию. Состоящую в том, что «ребенок имеет право на детство», и обязанность родителя — счастливое детство ему обеспечить. Любой ценой. Даже если эта цена — БУДУЩЕЕ ребенка. 

Но вопрос — обеспечить ЗА ЧЕЙ СЧЁТ? Имеем ли мы право «счастливым настоящим» красть у наших детей их будущее? Или всё-таки первейшая обязанность родителя — научить ребенка самостоятельно выживать в суровом взрослом мире? 

Я думаю, что на эти вопросы нет и не может быть одного единственно верного ответа. Граница между «правильно» и «неправильно» тут очень и очень тонкая. И проходит она — через сердце каждого конкретного родителя. 

Вот так она пролегла через сердце полковника американской армии, отца мальчика, страдающего аутизмом, в фильме «Расплата» (The Accountant, 2016). Найдите время, посмотрите, стоящий фильм. Заставляет задуматься. Хватит ли у вас духу осудить отца главного героя, готовившего своего сына к «реальной жизни» таким вот суровым образом? — Ведь действительно подготовил, попробуйте поспорить! 


— Илья Коробков, руководитель научно-методического центра компании «Сова-Нянька» 

👉🏻 фильм «Расплата»: //clck.ru/H6vPs
👉🏻 статья «Две модели психологической помощи детям с нарушениями в созревании мозга» : //clck.ru/H6vRN