Вавилонская башня

Вавилонская башня

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ 

Сегодня хотелось бы поговорить на такую печальную тему. Вот есть у нас, предположим, ребенок. С какими-то сложностями. В коммуникации, в учёбе, ещё в чём-то… А как мы объясняем себе его ситуацию? В каких терминах её описываем? В какой «системе координат»? У меня такое ощущение, что даже ведущие специалисты в нашей области говорят каждый на своём языке, создают каждый свою собственную модель проблемной области, не оглядываясь на то, что делают коллеги. Результат —полная анархия и хаос в сфере помощи детям. Кто-то диагностирует «по Семенович», кто-то — «по Ефимовой», кто-то — «по Ясюковой»… А кто-то — по МКБ-10, что уж там. 

Несколько иллюстраций. 

✅ Анна Владимировна Семенович описывает следующие синдромы отклоняющегося развития: 
1. функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга; 
2. функциональная несформированность левой височной доли; 
3. функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела); 
4. функциональная несформированность правого полушария; 
5. функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга; 
6. функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. 
(Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста — М.: Генезис, 2016) 

✅ Виктория Леонидовна Ефимова выделяет пять типов нарушений функционирования нервной системы: 
1. вестибулярный; 
2. дисритмический; 
3. зрительно-пространственный; 
4. слухоречевой; 
5. астенический. 
(Ефимова В.Л. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ. Как помочь детям, которым трудно учиться в школе. — СПб.: «ДИЛЯ», 2016) 

✅ Людмила Аполлоновна Ясюкова постулирует наличие следующих типов минимальных мозговых дисфункций: 
1. субнормальный; 
2. ригидный; 
3. астеничный; 
4. активный; 
5. реактивный. 
(Ясюкова Л.А. Материалы к семинару «Медицинские и психологические аспекты синдрома нарушения внимания и гиперактивности») 

…И так далее, список примеров можно продолжать и продолжать. Обратите внимание, что каждый из мэтров даже сам предмет своего изучения обозначает по-разному. Семенович говорит о «синдромах отклоняющегося развития», Ефимова — о типах «нарушений функционирования нервной системы», Ясюкова — о классификации «минимальных мозговых дисфункций». И нет даже принципиальной, умозрительной возможности посадить наших уважаемых «гуру» за один стол и заставить договориться, и представить практикам единую непротиворечивую согласованную картину мира. Вавилонская башня, уху. 

Печально, что жертвами вот этой нашей разобщенности становятся, в конечном итоге, те самые дети, которым мы хотим помочь. 

Илья Коробков, руководитель научно-методического центра компании «Сова-Нянька»