ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
Сегодня хотелось бы поговорить на такую печальную тему. Вот есть у нас, предположим, ребенок. С какими-то сложностями. В коммуникации, в учёбе, ещё в чём-то… А как мы объясняем себе его ситуацию? В каких терминах её описываем? В какой «системе координат»? У меня такое ощущение, что даже ведущие специалисты в нашей области говорят каждый на своём языке, создают каждый свою собственную модель проблемной области, не оглядываясь на то, что делают коллеги. Результат —полная анархия и хаос в сфере помощи детям. Кто-то диагностирует «по Семенович», кто-то — «по Ефимовой», кто-то — «по Ясюковой»… А кто-то — по МКБ-10, что уж там.
Несколько иллюстраций.
Анна Владимировна Семенович описывает следующие синдромы отклоняющегося развития:
1. функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга;
2. функциональная несформированность левой височной доли;
3. функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела);
4. функциональная несформированность правого полушария;
5. функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга;
6. функциональная дефицитарность стволовых образований мозга.
(Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста — М.: Генезис, 2016)
Виктория Леонидовна Ефимова выделяет пять типов нарушений функционирования нервной системы:
1. вестибулярный;
2. дисритмический;
3. зрительно-пространственный;
4. слухоречевой;
5. астенический.
(Ефимова В.Л. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ. Как помочь детям, которым трудно учиться в школе. — СПб.: «ДИЛЯ», 2016)
Людмила Аполлоновна Ясюкова постулирует наличие следующих типов минимальных мозговых дисфункций:
1. субнормальный;
2. ригидный;
3. астеничный;
4. активный;
5. реактивный.
(Ясюкова Л.А. Материалы к семинару «Медицинские и психологические аспекты синдрома нарушения внимания и гиперактивности»)
…И так далее, список примеров можно продолжать и продолжать. Обратите внимание, что каждый из мэтров даже сам предмет своего изучения обозначает по-разному. Семенович говорит о «синдромах отклоняющегося развития», Ефимова — о типах «нарушений функционирования нервной системы», Ясюкова — о классификации «минимальных мозговых дисфункций». И нет даже принципиальной, умозрительной возможности посадить наших уважаемых «гуру» за один стол и заставить договориться, и представить практикам единую непротиворечивую согласованную картину мира. Вавилонская башня, уху.
Печально, что жертвами вот этой нашей разобщенности становятся, в конечном итоге, те самые дети, которым мы хотим помочь.
Илья Коробков, руководитель научно-методического центра компании «Сова-Нянька»