120. Ученье - свет, а неученье - тьма 2

120. Ученье – свет, а неученье – тьма

🦉Ученье – свет, а неученье – тьма.

Зачем ребёнку образование? Что мы подразумеваем под “качественным образованием”? Что даёт современному ребёнку правильно организованная система подачи знаний?

С одной стороны, образование жизненно необходимо, и ответы на эти вопросы весьма очевидны:
1. Образование нужно для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем получить профессию и социализироваться в обществе.
2. Для того, чтобы использовать накопленные знания и создавать что-то новое.
3. Для того, чтобы развивать мышление, создавать свою систему знаний, стать личностью и т.д.

С другой стороны, зачем современному ребёнку получать разностороннее образование, если для того, чтобы получить профессию и социализироваться в обществе, можно пройти какие-либо курсы (например, программирования) и стать успешным, востребованным специалистом.

Конечно, вычёркивать образование из жизни ребёнка никто не собирается – хотя и бытует мнение о том, что все “обязательные” предметы ребёнку изучать, на самом деле, нет необходимости. Так какими знаниями нужно владеть современному ребёнку? Как организовать процесс усвоения этих знаний, чтобы ребёнок не только оперировал уже накопленными человечеством умениями и навыками, но и обладал собственным мышлением, мог думать, решать и предлагать миру что-то новое. А самое главное – был счастлив получать, иметь и использовать эти знания.

Вот что пишет о системе образования в Америке Э. Эриксон (2019): «Существует традиционный взгляд на школьное обучение как преддверие «суровых жизненных испытаний», и в этом случае акцент делается на самоограничении и развитии сильного чувства долга (то есть, выполнении того, что нужно сделать). Современные же педагогические концепции рассматривают школьный период как логическое продолжение естественной детской тяги к игровому обучению. В этом случае дети учатся делать необходимое только «через» привлекательное и интересное. Оба этих метода «работают» не всегда и не со всеми, но, в любом случае, они накладывают свой отпечаток на характер ребёнка».
Л.А. Ясюкова в своих статьях пишет о том, что «в современном образовании есть программы, которые способствуют формированию понятийного мышления учащихся, и есть программы, которые блокируют этот процесс, закрепляя примитивные формы обработки информации, что в дальнейшем ограничивает возможности её усвоения» (2015). Она пишет о том, что современный подход передачи знаний превращает образование в “информирование”. Дети читают и пересказывают – никакое мышление не требуется и, соответственно, не развивается. Получается, что операциями мышления ребёнок пользуется лишь время от времени.

☝🏻 Итак, формировать и развивать у ребёнка житейское, бытовое мышление важно, и, в тоже время, крайне необходимо в жизни любого человека и понятийное мышление. Именно оно способствует развитию социального интеллекта, толерантности, формирует адекватную самооценку и позитивные коммуникативные установки, оптимизируя сферу общения (Ясюкова, 2015). Как писал в своих работах Л.С. Выготский, а вслед за ним и остальные психологи, «только освоение научных знаний способно привести к формированию понятийного мышления».

Все это замечательно, скажете вы. Но как сделать так, чтобы у современного ребёнка сформировалось понятийное мышление?
Здесь нам никак не обойтись без знаний в области психологии. Дело в том, что принципы обучения в школе должны соответствовать особенностям развития детского мышления каждого конкретного возраста. Очень часто несформированность различительных, временных, количественных функций у ребёнка к началу обучения приводит к проблемам формирования абстрактного и понятийного мышления, и как следствие, к трудностям в усвоении школьной программы. Причиной могут выступать высокий технологический прогресс, экология, отсутствие «ленивого времени», отсутствие детской субкультуры и т.д. Перечислять можно долго; нам важно понять, чем мы можем помочь детям, да порой и самим себе, чтобы сохранить человеческое, мыслительное…

Человек подчинил свои ощущения мышлению. Слово стало выступать мощным обобщающим фактором наших ощущений. Человек научился управлять своими ощущениями через слово, и именно слово стало способствовать образованию различительных функций у человека. И.П. Павлов открыл, что именно вторая сигнальная система обуславливает работу первой сигнальной системы, регулирует и направляет её функции. Вспомните, как мама разговаривает со своим ребенком: «Посмотри, что там… Цветок, какой? Красный цветок, а как он пахнет… Это роза. А это что? Это мячик, большой мячик…» и т.д. Мы не просто видим, слышим, ощущаем – мы классифицируем и категоризируем информацию из окружающего мира. Мы передаем этот опыт из поколения в поколение через потешки и игры: «Сорока-белобока», «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы», «Выше ноги от земли», «Лава» и т.д.

👫 Известно, что дети дошкольного возраста накапливают в разы больше знаний за счёт непосредственного ознакомления с явлениями окружающего мира, чем дети 7-15 лет. В опыте дошкольного воспитания важное место занимает формирование элементарных знаний ребёнка о пространственных и временных величинах между воспринимаемыми предметами. Если у ребёнка не сформировано пространственное, временное, количественное различение в дошкольном возрасте, то, с большей вероятностью, он столкнётся с проблемами в обучении. Дифференцированное торможение – куда большая трудность для нервной системы, чем образование положительной условной связи. Дело в том, что пространственное различение – это более сложный процесс, чем различение предметных качеств раздражителей. Ребёнку жизненно необходимо изучать через свой непосредственный опыт окружающую среду и делать это в движении (и передвижении). Ребёнку тяжело воспринять абстрактные понятия, если он не имел достаточного опыта взаимодействия с этими предметами на сенсорном и моторном уровне. К примеру, для того чтобы усвоить абстрактное слово «длина», ребёнку необходимо изучить это слово в пространстве – и не просто изучить, а выделить его отличительные признаки, соответственно, создать классы и категории этого понятия.

В настоящее время появилось много систем обучения, альтернативных государственной школе. С одной стороны, это даёт возможность выбора, с другой – множественность выбора порождает путаницу и снижает качество образования. Современный родитель, вспоминая свой неблагополучный опыт в школе, стремится создать лучшие условия для своего ребёнка, отдавая предпочтение игре и беззаботности. Остается вопрос: а какая игра будет полезной и как дозировать свободу, правила, ответственность и возможность выбора? Специалисты и педагоги также поставлены в сложную ситуацию, так как им необходимо строго придерживаться программы, и, в то же время, делать свой урок интересным и полезным. Мы считаем, что обучение полезно и интересно только тогда, когда есть возможность не просто получать какие-либо знания из уст другого, а когда человек учится самостоятельно мыслить и свободно оперировать информацией, которую получает.

👩‍🎓Автор статьи: Мамина Татьяна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии личности факультета психологии Санкт-Петербургского университета, руководитель научно-методического центра “”Сова-Нянька”.

***
Друзья! Напоминаем, что подробнее тему альтернативных форм обучения мы будем обсуждать с гостем-экспертом Евгенией Кац на предстоящем вебинаре “Полезное и нескучное обучение: миф или реальность?”. Вебинар состоится уже совсем скоро – 26 января!

✍🏻 не забываем зарегистрироваться на вебинар, вот тут: https://forms.gle/gbMNi6Ubaube4yCJ9
⚡анонс вебинара опубликован тут: https://vk.com/sovanyanka?w=wall-64397736_17493

Если ты поделишься этой статьёй с друзьями, Сова будет тебе очень признательна!

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.