Мышематика

122. Обучение вприпрыжку (Мышематика)

😃 Друзья! Недавно у Совы состоялось удивительное знакомство.

Мы повстречали невероятно талантливого и внимательного педагога, который искренне стремится помочь родителям изменить жизнь их детей к лучшему. Жене Кац удалось гармонично, с учётом основных детских потребностей в движении и игре выстроить целый обучающий процесс, который, по нашему скромному мнению, может стать замечательной альтернативой классическому академическому обучению для дошкольников и школьников младших классов.

Сова попросила Женю написать нам небольшую статью для публикации и рассказать об основах своей работы.

Итак, встречаем! Женя Кац – автор методики «Мышематика», игровой педагог с опытом преподавания более 20 лет, ведущий семинаров для педагогов и родителей.

✍🏻«Обучение вприпрыжку, или как учить этих непоседливых детей?»

Идея создания «Мышематики» возникла в тот момент, когда я столкнулась с классическими «подготовками к школе», где, по сути, устраивают мини-школу для детей 5-6 лет, усаживая детей за парту на 2-3 часа. Ведущая деятельность ребёнка-дошкольника – игра, как писал Л. С. Выготский. И если обучающие задания включить в игру, то эффективность обучения будет намного выше.
Обучение за партами подходит для тихих спокойных детей, но неэффективно в случае с детьми с СДВГ, у которых зачастую высокий интеллект. Таким детям нужно обучение в движении, а не за партами.
Мы вдохновлялись работами игровых педагогов Букатова, Ершовой, Ганькиной и придумывали свои игры по аналогии.

Программа «Мышематика» – по сути, игровая подготовка к школе. Эта программа учит детей работать в группе и самостоятельно, выполнять своё задание без оглядки на то, чем заняты другие. Наша программа подходит и для детей с СДВГ, и для нормативных непоседливых детей, которым сложно усидеть час за партой. Мы учим детей саморегуляции, но не за столом, а во время подвижных игр и заданий. Арифметические навыки мы развиваем, пропуская информацию через всё тело – активно используем счёт на пальцах, счёт шагов и прыжков. Геометрические задания мы даём с самыми разными конструкторами, кубиками, мозаикой, а ещё часто предлагаем задания типа «сделай как хочешь в заданных рамках». В такой ситуации дети сами влияют на выбор заданий: кто-то придумывает и рисует сложное задание, а кто-то простое.

В результате, наши ученики любят учиться и охотно берутся за незнакомые задачи. Многие из наших учеников в школе увлекаются олимпиадными задачками и активно их решают. А ещё в процессе работы был создан сборник игр и заданий для специалистов, которые работают с группами дошкольников и младших школьников – «Математика вприпрыжку». Книга полезна воспитателям, учителям начальной школы, репетиторам и родителям, которые ищут интересные игры и задания для своих детей. В книге собран опыт проведения игровых занятий по математике и отобраны самые удачные игры из курса «Мышематика – игровая математика».

Всегда надо помнить, что детям-дошкольникам часто бывает скучно долго сидеть за столом. Более того, многие дети намного лучше думают, когда у них есть возможность двигаться. И наоборот, если мы пытаемся надолго усадить детей 5-6 лет за парту, они тратят уйму энергии на то, чтобы просто удержать себя за столом, и начинают постоянно отвлекаться. Как же быть?
Мы предлагаем многие задания совмещать с движением.

Вот примеры игр из курса «Мышематика»:

«Звери в домиках»
Предположим, у нас есть группа из 10-12 дошкольников, и мы хотим проверить, хорошо ли они умеют соотносить количество предметов и цифры от 1 до 8. Можно усадить всех за стол и дать каждому листочек с заданием. Кто-то сделает быстро, кто-то спишет у соседа, кто-то будет занят своими делами. А можно предложить детям игру: на полу раскладываем тарелки с числами от 1 до 8, это домики. А потом каждому из детей даём по одной карточке из игры «турбосчёт». Если нарисовано на карточке 7 ёжиков – неси их к домику с цифрой «7», а если нарисовано 3 птички – ищи домик с цифрой «3». Отнёс – беги за следующей карточкой!
Что мы имеем в итоге: каждый из детей занят, у каждого своё задание, и каждый считает сам, не «списывая» у соседа. Каждый может работать в своём темпе, и все заняты делом.
А теперь, когда все карточки отнесены по домикам, можем предложить новое задание: «принеси мне 2 карточки, на которых всего 10 зверей» – и дети снова будут пересчитывать, и каждый будет придумывать своё решение этой задачи.

«Точки на спине»
Если мы играем вдвоём с ребёнком, то можно предложить ему сосчитать точки … на спине! Детям очень сложно бывает пересчитывать то, что они не видят. Мы нажимаем ребёнку пальцем на спину не слишком сильно – и просим посчитать и показать ответ на пальцах.
На занятиях «Мышематика» мы часто считаем шаги, прыжки и счёт на пальцах, потому что маленьким детям важно не только выучить названия числительных и запомнить скороговорку «одиндватричетырепять…», им надо пропустить все эти знания через своё тело. Раньше дети много играли в подобные дворовые игры («машина ехала, стоп», «штандер – стоп» и др), но сейчас мало кто из детей знает правила подобных игр.

«Кубик выбирает движения»
Иногда мы используем на занятиях игральный кубик. Дети выбирают движение, а потом бросают кубик. Выбрали топать, и на кубике выпало 3 – значит, надо 3 раза топнуть. Выбрали прыгать, выпало 5 – надо 5 раз подпрыгнуть.
Если мы хотим предложить детям арифметические задания, и в то же время хотим научить их писать что-то за столом, то мы тоже часто используем игральные кубики. Например, просим бросить кубик – и сколько выпало, столько приклеить красных игрушек на нарисованную ёлочку. А потом бросить кубик второй раз, и столько повесить на ёлочку жёлтых игрушек. Потом написать пример – сколько всего игрушек на ёлочке. Получается, что каждый из детей наряжает свою ёлочку, и у каждого своё задание.
Многим детям очень нравятся тематические уроки, например, в работу и магазин. Каждый из детей выбирает себе посильное небольшое задание (например, собрать из конструктора какую-то фигуру по схеме или продолжить 1 строчку узора по клеточкам), и за выполненное задание получает игрушечные монетки (например, счётные кубики). А потом на эти игровые деньги можно купить в магазине наклейки или картинки – и унести их домой.

Женя Кац – автор методики «Мышематика»

***
🦉А ещё мы пригласили Женю Кац на наш следующий экспертный вебинар, который состоится 26 января в 18:00. На вебинаре мы поговорим о том, какие игры и игровые задания могут помочь детям подготовиться к школе, а также о том, как использовать игровые методы обучения при работе с группой детей. И, конечно, о том, как именно движение и физическое развитие связаны с когнитивной деятельностью, мышлением и готовностью к школе!

👉🏻 Анонс вебинара опубликуем совсем скоро, а вот регистрация уже началась, вот тут: https://forms.gle/PApL5WjWdmbymEof7

👉🏻 а тут ищем «Мышематику» Жени Кац: https://mousemath.ru/

До встречи в эфире, 26 января, друзья!

Если ты поделишься этой статьёй с друзьями, Сова будет тебе очень признательна!

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.