Айсберг СДВГ

123. Эти несносные СДВГ-шки — Ч.3

Сегодня хотел бы обсудить вот какую тему. В обширной литературе, посвященной СДВГ, самые разные авторы совершают одну и ту же досадную ошибку. Вот яркий пример. Посмотрите на прилагаемую к публикации иллюстрацию «Айсберга СДВГ». Это очень популярная картинка, которая кочует из группы в группу, набирая всё большее количество «лайков». Первоисточник мне установить не удалось; судя по всему, это перевод какого-то англоязычного «шедевра».

Так вот, что мы видим на этой картинке? — Видим совершенно дикий винегрет, от нарушения сенсорной обработки до финансовых проблем. И, если ТАКОВО наше понимание проблемы СДВГ, то сделать с ней НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ. Таблетки от «хронической безработицы» пока ещё не придуманы. От «беспрестанной потери вещей» — тоже.

В чём здесь ошибка? Ошибка в том, что при описании синдрома авторы ставят в один ряд, перечисляя через запятую, проблемы, относящиеся к совершенно разным логическим уровням, и находящиеся между собой в сложных причинно-следственных связях. При этом первичный биологический дефект смешивается с вторичными, третичными и так далее нарушениями уже психологического и поведенческого характера. Которые, помимо собственно биологии, обусловлены ещё много, много, чем. Такое описание сильно запутывает ситуацию и не даёт возможности вразумительно ответить на вопрос: «Что делать?»

Давайте же попробуем вместе выстроить правильную СТРУКТУРУ всего комплекса биологических, медицинских, психологических, социальных — и т.д. — проблем, имеющих отношение к СДВГ. Получится «скелет», на который впоследствии можно будет легко надевать «мясо» любой информации относительно синдрома. Я считаю, что это прям нужно сделать. Скелет — не самая привлекательная вещь на свете, но обходиться без него сложно.

Структура у нас будет иерархическая. Первый уровень, лежащий в основании растущей вверх пирамиды, — объективные факторы БИОЛОГИЧЕСКОГО свойства. Например, задержка миелинизации нервных волокон головного мозга.

Этот биологический фактор, самостоятельно или вкупе с другими биологическими факторами, может приводить к отклонениям НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО характера. Например, к дисбалансу процессов возбуждения и торможения, к сбоям и дискоординации в функционировании безусловных рефлексов, к запаздыванию формирования необходимых условно-рефлекторных связей. — Это второй снизу уровень иерархии, уровень неврологии.

Идём дальше. Неврологические отклонения, причудливым образом переплетаясь и взаимодействуя с другими факторами внешней и внутренней среды, могут приводить к определенным особенностям ПСИХИКИ ребёнка. К быстрой умственной утомляемости. К сниженным возможностям самоуправления и произвольной регуляции. К сложностям в формировании произвольного внимания: отвлекаемости, трудности концентрации и пр. К снижению объёма оперативных памяти, внимания, мышления (ребёнок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объёмом информации). — И т.д. Это третий уровень иерархии, уровень базовых психических процессов.

Ребёнок с этими особенностями психики не растёт в вакууме, а взаимодействует с социумом. И, в зависимости от того, в какой среде он растёт, у него может проявиться тот или иной набор ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПАТТЕРНОВ. Гиперподвижность, речевая несдержанность, неорганизованность, склонность браться за дело и не доводить до конца… Уровень поведенческих паттернов — четвёртый уровень нашей иерархии.

Ну, а дальше — как в известной пословице. «Посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Поведенческие паттерны в контексте конкретной жизни формируют личность человека. И, если характерологические особенности этой личности далеко выходят за рамки принятой в обществе нормы, то это уровень ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ. Самый верхний уровень нашей пирамиды.

Смотрите, как интересно получается. Начали мы с какой-то миелинизации (кто, вообще, знает, что это такое, и когда-либо интересовался?), а закончили психиатрическим диагнозом. Но, конечно, последнее вовсе не неизбежно. Чем выше по уровням иерархии мы поднимаемся, тем меньше предопределённости. Тем меньше жесткой детерминированности. Тем меньше влияния биологии и больше — влияния социума, человеческого окружения. Тем больше зависит от нас с вами.

И это, конечно, внушает надежду.

А ещё… Вот эта пирамида — она же не строго снизу вверх растёт! С определённого момента развития человека в ней появляются ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ: сверху вниз по каждому уровню и между уровнями. И это создаёт принципиальную возможность для успешной компенсации любых «нижележащих» дефектов.

Это значит, что не отклонения в развитии определяют уровень интеллекта ребёнка. А уровень интеллекта определяет риск отклонений в развитии! В это трудно поверить, это не сразу укладывается в голове, но со временем понимаешь, что это правда. И, по-моему, это совершенно фантастическая новость, дающая надежду и опору всем родителям СДВГ-шек.

«Именно на развитие интеллекта должна быть направлена работа педагогов, психологов и родителей. Попытки тренировать внимание, память и самоуправление не только бессмысленны, но и вредны, так как при этом силы ребенка тратятся впустую.» — Людмила Аполлоновна Ясюкова, цитата из книги «Оптимизация обучения и развития детей с ММД».

На сегодня всё. Тем, кто выдержал пять тысяч знаков заумного текста — приз! 😁 К этой публикации приложено ещё видео. Это очень, прям о-очень толковая лекция, которую рекомендую посмотреть и родителям, и педагогам, работающим с СДВГ-шками. Екатеринбургский врач-психиатр простыми словами, с большой теплотой и сочувствием к нашим детям рассказывает и о причинах расстройства, и о медикаментозной поддержке, и о воспитании, и о школе и организации досуга, и даже немного диету обсуждает. Дядька — ну просто умница! Побольше бы таких специалистов.

До новых встреч!
Илья Коробков.

👉🏻Первая статья серии: https://nannyowl.ru/119-sdvg/
👉🏻Вторая статья серии: https://nannyowl.ru/121-sdvg2/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.