Психомоторные ошибки

182. Психомоторные ошибки. Методы работы (часть 2)

🦉Психомоторные ошибки. Методы работы. Часть 2.

В прошлой статье (https://nannyowl.ru/181-news/) мы рассматривали ошибки и нарушения на уровне собственно тела. Уровень B (Н.А.Бернштейн), а также игры и упражнения, которые можно использовать для развития этого уровня. Мы продолжим рассматривать нарушения и уровни развития движений.

☝Что важно отметить. Движение развивает ощущения, а вместе с тем психику и наоборот. Человек рождается с потенциальной возможностью реализации сразу всех уровней, описанных Н.А. Бернштейном. Дальше в работу вступает генетика, среда, социальное окружение и т.д. Уровень А, а именно тонус мускулатуры тела присутствует от рождения до самой смерти. Его нарушение всегда ведет к клинической картине психомоторных ошибок. Уровень В, также присутствует на первых этапах жизни: прориоцепция, вестибулярная система, организация целевых движений. Уровень А и В это полностью описание движений и ощущению относительно самого тела. Здесь нет пространства, здесь даже не нужно зрение и слух. Знания о своем теле ребенок активно осваивает параллельно с процессом вертикализации.
В общем-то сложно представить, что если ты лежишь, ты сможешь познакомиться с законами пространства, поэтому очень важно пока ребенок не освоил ползанье брать его на руки и знакомить с разным пространством. Как только ребенок начинает ползать, а затем ходить мы начинаем примерять наше тело к пространству.

2. Ошибки и нарушения на уровне соотнесения своего тела с пространством. Уровень С (Н.А.Бернштейн). К ним относится затрудненность:
• В соотнесении своего тела с пространством, когда необходимо пройти мимо какого-то предмета или перелезть, подлезть под него;
• В соотнесении рука-предмет;
• В пространственной локализации;
• Дистантной чувствительности (зрение, слух, обоняние), человек может не различать то, что ощущает;
• В определении своих физических границ и как следствие потом социальных.

Такие люди, как правило, жалуются на свою неуклюжесть, они часто задевают косяки, ударяются о предметы мимо которых проходят. Им с трудом даются игры с предметами, где нужно ловить, кидать, попадать.

С точки зрения физиологии может быть нарушена работа проводников глубокомышечной чувствительности, работа мозжечка, что нарушает походку и координацию движений. Помимо этого может наблюдаться нарушение оценки направления движений и дозирования силы по ходу движения. Люди испытывают проблемы с удержанием строчки при письме, как правило, имеются нарушения почерка, целевой точности.

Людям, которые испытывают трудности на этом уровне тяжело ставить и достигать цели. Следить за временем и выстраивать свой график работы. Таких детей часто называют «неряхами», так как им сложно организовать порядок в пространстве своего тела, комнаты, стола, шкафа и во взрослой жизни – свою деятельность. Как правило, есть проблемы с границами, они могут быть либо размыты, либо слишком жесткими. Часто наблюдается обидчивость, плаксивость или наоборот агрессивность. Часто таким людям свойственно созависимость.

С помощью диагностики сенсомоторных сфер (https://vk.cc/clAjuf) можно точно определять на каком уровне происходят проблемы у ребенка и прицельно разрабатывать программу занятий.

👫Упражнения и игры,которые можно использовать для развития уровня С:
1. Игры для развития пространственного различения
• Гигантские и лилипутские шаги. Ребенка просят дойти от точки А к точке В разными шагами, которые он определяет заранее: какие и сколько.
• Классики
• Ножички

2. Игры на развитие синтетической афферентационной системы «зрительно пространственного поля»
• Подпрыгивания на месте, с перемещением вперед-назад, вправо-влево, на обеих ногах, на одной ноге; Руки на пояс, прыжок с поворотом на 360°; Прыжок с хлопком руками по пяткам. Прыжок, во время которого нужно трижды хлопнуть в ладоши перед грудью.
• Прыжок в длину с места; Прыжки со скакалкой; Прыжки через скакалку: вперед, назад, боком; Шнурование, перелистывание, слежение за движущимся пальцем, обведение фигуры на бумаге
• Прыжок на точность, в очерченный круг; Прыжок на 180° с одновременной ловлей мяча при приземлении; Закатывание шариков в лунки, прыгание до черты
• В спичечной коробке лежат по 12 белых и красных спичек. Их по команде выбрасывают на стол, затем 12 красных спичек раскладывают точно по черным линиям, начерченным на белом картоне.

3. Игры на оценку направления движений и дозирования силы по ходу движения.
• Игра «Земля», игрокам необходимо начертить круг и разделить его на столько секторов, сколько участников игры. Каждый остается на своем месте. Игрокам необходимо перекидывать камень или любой другой плоский предмет, например шайбу, друг другу по очереди. Если игрок кидавший камень попадает по ногам того кому кидает, то он отмеряет с помощью своих стоп участок земли соперника и это становится его землей. Если камень вылетает за границы «Земли», соперник отмеряет часть земли. Выигрывает тот, у кого получилось занять максимально количество земли.
• Дунуть на ватный шарик и попасть ровно в то место куда планировал.

👩‍🎓 Мамина Татьяна Михайловна, кандидат психологических наук и руководитель научно-методического центра “Сова-Нянька”.

📖 Материалы по теме:
– первая часть публикации “Методы работы с психомоторными ошибками”: https://vk.cc/cqm5q2
– о методе “Совопрактика. Диагностика”, позволяющем диагностировать сенсомоторные нарушения: https://vk.cc/clAjuf
– Мамина Татьяна Михайловна – один из основных спикеров конференции “Сенсомотораня интеграция”, которая пройдёт 5-7 октября в Санкт-Петербурге: https://vk.cc/cm0vqo

Поделитесь с друзьями

Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в vk
VK
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в skype
Skype
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в email
Email

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.