Зрительно-моторная координация

183. Зрительно-моторная координация, или о попкорне и Скакунах

🦉О зрительно-моторной координации, попкорне и скакунах =)

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как вы печатаете текст — используя клавиатуру, периодически или практически не смотря на расположение клавиш; о том, как едите попкорн за просмотром фильма в кинотеатре, или о том, как поднимаетесь по ступенькам, просматривая новое уведомление в мессенджере телефона?
В этих случаях наши руки и ноги как будто работают по заранее известной программе, и нам не всегда обязательно контролировать подобную работу различных систем нашего тела, которая выстроена на сформированной зрительно-моторной координации.

Зрительно-моторная координация – это важный процесс, при котором согласуется работа разных систем человека: зрительной, двигательной, проприоцептивной.
Подобная согласованность действий необходима в повседневной бытовой жизни, в учебной деятельности, во время занятий спортом, в профессиональной деятельности человека. Если обозначить этот процесс простыми словами, — это будет координация в системе «глаз — рука» или «глаз — нога».

Формирование зрительно-моторной координации начинается в раннем детстве, и ее развитие продолжается в течение всей жизни человека, но особенно активно — в первое десятилетие. Развитие начинается ещё в тот момент, когда малыш в кроватке рассматривает свои ладошки и пальцы; затем тянется до предмета, удерживает его; ползает, ходит, бросает и ловит мяч; складывает пазлы, обучается игре в футбол; удерживает ручку и овладевает навыками письма, ориентируясь в пространстве листа тетради, и пр.
Зрительно-моторная координация ребёнка также определяется общим уровнем развития вестибулярного аппарата, отвечающего за равновесие тела, как в состоянии покоя, так и в состоянии движения, а также точность осуществления движений.

☝Развитие зрительно-моторной координации является одной из первостепенных задач развития ребенка на этапе завершения обучения в стенах дошкольного образовательного учреждения и описывается в работах А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М.Е. Хватцева, С.Н. Цейнтлин, А.А. Потапчук.

О важности формирования зрительно-моторной координации сказано много, и столь же много сказано о способах её развития.
В основе такого развития лежит работа с мячом: удержать, прокатить, бросить, поймать, перебросить и т.д.
В практике работы специалистов в направлении развития зрительно-моторной координации особое место занимают резиновые мячи, отскакивающие от поверхности и удобно помещающиеся в ладошку ребёнка, — Скакуны

🎾 Почему именно они? Такие мячики позволяют работать с целым спектром задач:
– Зрительное восприятие движущегося предмета,
– Зрительный контроль и концентрация внимания,
– Пространственная ориентировка,
– Формирование схемы тела, осей тела,
– Формирование межполушарных связей,
– Осязание и мелкая моторика,
– Удержание предмета в кисти руки,
– Работа с разными видами захвата и развитие кистевого движения,
– Расчет траектории при отскоке от разных поверхностей,
– Развитие чувства ритма и формирование ритмической структуры (в том числе словесного действия),
– Планирование и реализация двигательной программы,
– Формирование базовых навыков для дальнейшего школьного обучения.

📋 Планируя работу со Скакунами, важно учитывать стадию развития навыков у ребёнка. Предлагаем начинать с обучения простым навыкам и действиям, постепенно усложняя и развивая координацию.

• Сидя: прокатить мячик, поймать мяч, который катится, проследить за двигающимся мячом, скатить с горки, покатать в ладошках.

• Сидя: перекладывать, подбрасывать и ловить мячик, ловить после отскока от пола; перекладывать разными способами из руки в руку, а также партнёру (при работе в паре или со специалистом).

• Стоя: перекладывать, подбрасывать и ловить мячик, ловить после отскока от пола, стены; перекладывать разными способами из руки в руку, а также партнёру (при работе в паре или со специалистом).

• Стоя: ловить мячик после отскока, используя разные способы захвата; работать разными руками, удерживая ритмическую структуру действия; работать с двумя мячами, выполняя одинаковые или разные действия одновременно или последовательно правой и левой рукой (например, правая бросает вниз и ловит, после отскока от пола, затем левая подбрасывает вверх и ловит).

Далее вы можете усложнять тренировку, выполняя подобные упражнения в движении (в ритме шага) или стоя на неустойчивой платформе, например, на Равновесе.

👩‍🎓 Анастасия Сергеевна Федорук, педагог, детский психолог, специалист по сенсомоторной интеграции и методист научно методического центра «Сова-Нянька».

📖 Материалы по теме:
– Комплекс координационных игровых упражнений (выдержка из сборника “Здоровьесозидающая культура будущего”). Отличный набор упражнений, которые разработала Анастасия Сергеевна. Комплекс найдёте в файле в, в приложении к этой публикации (формат PDF). 👇
– С Анастасией Сергеевной можно будет встретиться на конференции “Сенсомоторная интеграция”, которая пройдёт 5 и 6 октября. Анастасия Сергеевна автор доклада – “Особенности групповых занятий в “Доме Совы” для детей дошкольного и школьного возраста”. Подробнее про конференцию читаем тут: https://vk.cc/cm0vqo
– Скакуны живут тут: https://vk.cc/9wUbwj
– Про Равновес читаем тут: https://vk.cc/coqClt

✍ Несколько полезных статей с результатами исследований формирования зрительно-моторной координации (в том числе у деток с разными дефицитами развития):
– Формирование зрительно-моторной координации как фактор развития речи детей: https://vk.cc/cqqjmI
– Ажермачева, З.Н. Развитие зрительно-моторной координации как главный фактор готовности ребёнка к школе / З.Н. Ажермачева, О.О. Волкова.:
https://vk.cc/cqqjGd
– Формирование зрительно-моторной координации у учащихся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях: https://vk.cc/cqqjK5
– Особенности зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушениями зрения: https://vk.cc/cqqjLO

Поделитесь с друзьями

Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в vk
VK
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в skype
Skype
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в email
Email

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.