30. АГРЕССИЯ КАК СОБСТВЕННОЕ БЕССИЛИЕ

30. АГРЕССИЯ КАК СОБСТВЕННОЕ БЕССИЛИЕ

агрессия— Я была прекрасной матерью, до того как у меня родились дети.
— Я отлично знала, почему у всех людей возникают проблемы с их детьми.
— А потом у меня появилось трое собственных.
Адель Фабер

Процесс воспитания собственного ребенка увлекательный, но в тоже время сложный процесс. Сегодня я бы хотела затронуть тему, табуированную обществом – тему физического наказания детей взрослыми.

Бить или не бить? Вот в чем вопрос.

Любой здравый человек скажет, что бить слабого – это аморально, нечеловечно. Я могу написать много умных слов о том, почему нельзя бить детей, и буду права, и вы с этим согласитесь. Бить детей нельзя! В тоже время, случаются моменты в нашей жизни, когда мы не сдержались, вышли из себя и, как результат, – ударили собственного ребенка. Порой даже знание правильных фраз не помогает нам справиться с собственным гневом и агрессией. Вот пример из книги детского психолога А.Фабер, где она описывает свой опыт применения навыков взаимодействия с ребенком, полученных на родительских курсах: «Я была так настроена использовать этот новый подход в своей семье, что, придя домой с семинара и споткнувшись в прихожей о ролики моей дочери, я ласково сказала ей: «Ролики должны лежать в шкафу». Я подумала, что я на высоте. Когда она безучастно посмотрела на меня и продолжила читать свою книгу, я ее ударила».

Что такое гнев? И нужно ли его подавлять?

Начнем с того, что гнев – это обычное нормальное чувство. Каждый может разгневаться – и я, и вы. Как пишет в своей книге В. Оклендер: «Весь вопрос в том, что мы делаем с этим чувством, можем ли мы принять его, как мы его выражаем». Можем ли мы никогда не злиться? Ответ – нет! Гнев нам жизненно необходим. Именно гнев помогает нам защитить себя от опасности, угрозы, помогает отстаивать свои телесные и личностные границы.
С самого раннего возраста мы получаем от людей, которые нас окружают двойное послание: с одной стороны, ребенок может наблюдать гнев, агрессию со стороны взрослых, либо прямо, либо косвенно, с другой стороны, для детей обычно неприемлемо прямое выражение гнева. Вот и получается, что с этой эмоцией мы рождаемся, мы наблюдаем ее от окружающих, но как с ней быть, как проявлять, – не знаем. Неудивительно, что гнев, подобно ужасному тайному чудовищу, должен непрерывно подавляться.
Давайте разберемся, что происходит с взрослым и ребенком после того, как физическое наказание, произошло. Ребенок, получивший хоть и небольшое, физическое наказание испытывает страх, беспомощность. Он чувствует себя униженным и оскорбленным. К чему это приводит? Появляются злость, агрессия и гнев; которые затем, как правило, ребенок проявляет по отношению к слабым. Взрослый, после совершенного физического наказания испытывает огромное чувство вины. Именно такое («это») чувство вины рождает во взрослом человеке ощущение стыда, бессилия, мысли о том, что он – плохой родитель.

Что делать?

Для взрослого:
Быть искренним. Попытка быть терпеливым, когда внутри бушует ураган, работает только против вас. Желание быть «слишком хорошим» может вас еще больше завести, привести к тому, что вы сорветесь на ребенке. Иногда лучше «рявкнуть», чем ударить. Лучший вариант – озвучить то, что вы испытываете в этот момент.
То, что вы не можете чего-то достичь в первое время, не означает, что надо возвращаться к старым способам воспитания. Чаще говорите своему ребенку, что вы его любите. Обязательно обсуждайте, что произошло. Признайте свою неправоту. Говорить о своих чувствах, а тем более признавать за собой ВИНУ очень страшно и тяжело. Но это единственный путь для того, чтобы бессмысленность вины превратить в осмысленное и радостное чувствование жизни.
Если вы понимаете, что запутались и не можете найти правильные способы взаимодействия с ребенком, вы можете записаться на консультацию к нашим специалистам по детско-родительским отношениям.

Для ребенка:
Есть метод СОВОПРАКТИКА. Он учит ребенка быть умелым не только в физическом и интеллектуальном, но и в эмоциональном плане. Мы считаем, что недостаточно развивать только двигательную активность или отдельно когнитивные процессы. На наших занятиях мы соблюдаем вертикальную интеграцию, где работаем над развитием тела (восприятие собственного тела, своих движений, сигналов из окружающей среды), познания (важно развивать мышление, речь, память, внимание), а также эмоционально-волевой сферы (важно принимать свои эмоции, чувства и эффективно ими пользоваться). На наших занятиях присутствует как обучающий, так и воспитательный компонент. Ребенок через сказочный сюжет знакомится с различными эмоциями, чувствами, состояниями, такими понятиями, как добро, зло, справедливость и т.д. В специально созданной безопасной среде ребенок проигрывает различные сюжеты из повседневной жизни, тем самым, отрабатывая социальный компонент межличностного взаимодействия. В результате у ребенка появляется возможности самоутвердиться, повысить свою самооценку, научиться конструктивно проявлять свои эмоции, в том числе и злость.

Татьяна Мамина, заместитель директора НМЦ по научно-методической работе. Компания Сова-Нянька.

Узнать о «Совопрактике», детском центре Совы и записаться на первое занятие можно тут

А тут Сова учит специалистов

А ещё этой статьёй можно поделиться с друзьями. Мы будем вам очень благодарны!

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp