Психомоторные ошибки

189. Психомоторные ошибки. Методы работы. Часть 3

🦉Психомоторные ошибки. Методы работы. Часть 3.

В прошлой статье мы рассматривали ошибки и нарушения на уровне включения тела в пространство окружающей среды. Уровень С и С1 (Н.А.Бернштейн), а также игры и упражнения, которые можно использовать для развития этого уровня.

☝ Прежде, чем мы перейдем к рассмотрению уровней D (предметных действий), E (интеллектуальных двигательных актов), необходимо вспомнить классификацию нашего ленинградского психолога Льва Марковича Веккера, которая очень хорошо сочетается с рассмотрением того, как устроена вся наша познавательная система. Он выделил два типа психических процессов. В первый тип, вошли те процессы, с помощью которых мы извлекаем знания из окружающей среды: ощущение, восприятие, мышление. Во второй тип вошла ось психологического времени, именно на ней распределяется все то, что входит в первый тип процессов: память, внимание, воображение.

Итак, к первому типу принято относить ощущения, как отражение отдельных свойств предметов. Мы знаем такие ощущения как тактильные, температурные, болевые, вибрационные, вкусовые – это все то, что передается через непосредственный контакт с предметами окружающей среды. Также зрительные, обонятельные, слуховые, эти ощущения знакомят нас с удаленными от нас предметами. И, интероцепция – информация от внутренних органов, а также кинестетические и проприоцептивные ощущения, которые привносят нам ощущения от мышц нашего тела в статике и динамике.

Мы не воспринимаем, этот мир только через ощущения, мы не видим что-то яркое или тусклое, горькое или кислое. Мы воспринимаем мир предметно, целостно. С помощью восприятия – отражения целостных образов при непосредственном контакте с окружающим миром. Восприятие у нас всегда имеет врожденный и приобретенный характер, имея внутри себя определенные закономерности построения образов, например, такие как константность размера и формы. Т.е. способность воспринимать предметы на удалении сохраняя их размер или в движении, сохраняя их форму.

Но, достаточно ли нам только восприятия? Что делать, если мы захотели пить, подошли к столу, вытянули руку, и оказалось, что длины руки недостаточно, чтобы взять стакан. Именно в этот момент появляется третий тип познавательных процессов – мышление – отражение отношений с предметами окружающей действительности, а именно выделение их существенных свойств и характеристик. Именно тогда, когда наших свойств тела недостаточно, когда нужно решить ту или иную проблему появляется мышление.

Все эти процессы выстроены на психологической временной оси. Так появляется память, как сквозной процесс. Который связывает нас с прошлым, сохраняет индивидуальный, общественный опыт, а также единство личности. Внимание – организует наше настоящее, помогает нам удерживать фокус здесь и сейчас. И, конечно, то, что отправляет нас в будущее – это наше воображение. Итак, ощущение, восприятие и мышление помогают нам получать знания из окружающей действительности, а память, внимание и воображение – организуют эти знания вдоль психологической оси времени: прошлое, настоящее и будущее.

Если говорить об ошибках уровня D и Е, то тут важно вспомнить об основных видах и свойствах когнитивных процессов. Проблемы памяти связанны, как правило, с тем, что нам сложно организовать произвольное запоминание и найти нужные механизмы извлечения, запомненного из памяти. Проблемы внимания, это конечно проблемы концентрации, удержания и распределения информации. Проблемы мышления – это проблемы организации информации, от наглядно-действенного, до наглядно-образного и вербального (словесного) мышления. Исходя из этого, мы предлагаем ряд упражнений, направленных на развитие познавательных процессов на этих уровнях.

🤸 Упражнения

1. Память. Игра в ассоциации
В пространстве Дома Совы или дома вы выстраиваете для ребенка маршрут, с фиксационными точками остановок. Каждая точка имеет название, задача ребенка придумать ассоциацию. Специалист помогает ребенку находить разные ассоциации, показывает, как это можно сделать. Например,
• месяц – рожок (образ)
• дерево – крона (смысл)
• заяц – уши (смысл)
В конце маршрута ребенка ждут только слова-ассоциации. По ним ему нужно вспомнить целевые слова, те к которым он придумывал ассоциации. Первые буквы этих слов будут кодом для открытия сундучка, в котором ребенка ждет приз.

2. Память. Игра в подсказки
В пространстве Дома Совы или дома вы выстраиваете для ребенка маршрут. В начале маршрута специалист дает ребенку разные картинки. После следует инструкция: «Я буду последовательно тебе предъявлять 15 слов. Твоя задача – к каждому слову подобрать картинку, которая затем поможет тебе вспомнить предъявляемое ранее слово. Картинки ты возьмешь с собой, на каждом снаряде тебе нужно будет класть картинку и вспоминать, те слова, что я тебе произносила».

3. Память. Игра с пространством
Ребенку предлагают помочь вымышленному персонажу, а именно сходить с ним в магазин и купить продукты. Специалист озвучивает список продуктов. А также предлагает технику запоминания этого списка. Ребенка просят вообразить, что Дом Совы – это кухня, а каждый снаряд это полка на кухне, что-то будет холодильником. Далее, ребенку предлагают пройти по снарядам и разместить там воображаемые продукты. В конце занятия ребенок оказывается в воображаемом магазине, ему нужно глядя на снаряды вспомнить какие продукты нужно купить.

4. Внимание. Простая сенсомоторная задача и сложная сенсомоторная задача
Это упражнение хорошо выполнять в Тоннеле. С двух сторон Тоннеля для ребенка выкладывают предметы, отличающиеся друг от друга по одному признаку (например, цвет или форма, текстура) Задача ребенка подходить к этим предметам, выходя из Тоннеля и одни предметы с определенным признаком выкладывать по одну сторону Тоннеля, другие по другую. Упражнение нужно выполнять на время. О времени вы с ребенком договариваетесь заранее. Вы просите ребенка определить, сколько времени ему понадобится для выполнения этого задания. Если ребенок не уложился в указанное время, ему предлагают увеличить его и заново все пройти. На следующем занятии, специалист снова предлагает пройти такое же упражнение, напоминает за какое время ребенок прошел его в прошлый раз, второй раз упражнение выполняется уменьшением времени – это простая сенсомоторная задача. Сложная сенсомоторная задача имеет такую же инструкцию с поправкой на то, что теперь предметов становится больше на одну категорию. Если в первый раз, например были красные и синие шары, то теперь добавляются еще желтые. Ребенка просят одни предметы носит на одну сторону Тоннеля (например, желтые), вторые – на другую (например, синие), а третьи (например, красные) необходимо игнорировать. Это задание также выполняется на время.

5. Внимание. Юлий Цезарь
Ребенку предлагают прыгать и читать стишок, показывают, что он умело справляется и с моторной задачей и интеллектуальной. Подчеркивают, что он умело может распределять свое внимание. Далее, предлагают повторять движения за специалистом, при этом специалист задает вопросы ребенку о том, что в его жизни происходило на прошлой неделе. Скорей всего, ребенок либо будет долго думать над ответами, либо задумываться над выполнением тех или иных движений. Так как задачи уже не автоматизированные. Специалист, показывает, что иногда даже похожие задачи на не так легко сразу выполнить. Предлагает ребенку потренироваться в таком упражнении. Ребенок проходит маршрут в сенсорно-динамическом зале Дом Совы. Как только он слышит кодовое слово он должен либо поднять руку, либо замереть. При этом весь маршрут он должен проходить на время. Пока он проходит маршрут специалист ему читает сказку, которую в конце ребенок должен повторить. В сказке встречаются «кодовые» слова. Можно усложнить, спросить сколько «кодовых» слов прозвучало во время прохождения маршрута.

6. Угадайка
Специалист дает ребенку таблицу-матрицу, где есть красные и черные цифры. Упражнение проходит в Доме Совы. Каждый снаряд имеет также красные и черные цифры. Задача ребенка, глядя на таблицу-матрицу выстроить красные цифры по возрастанию, черные – по убыванию. Для этого ему нужно подходить к соответствующему снаряду и класть на него заранее заготовленную цифру. При этом если цифра красная, то нужно залезть на снаряд, если черная подлезть под него. Задание выполняется на время.

7. Наглядно-действенное. Сложи бревнышки (игра в спички)
Ребенок проходит маршрут в Доме Совы, его задача найти спички, спрятанные на снаряде. В конце маршрута, ему нужно разгадать код от сейфа, у него будет картинка и спичка. Ему нужно переложить, имеющиеся у него спички, чтобы получилась требуемая фигура. Задания можно взять из сборника задач «Игры со спичками» (С. Тромгольт. 2015 г.). Сборник мы приложили к публикации 👇

8. Наглядно-образное мышление. Нарисуй по образцу
Ребенок проходит маршрут в Доме Совы, на каждом снаряде он встречается со следующими заданиями:

— Ребенку дается лист с нарисованными на нем одинаковыми кружочками, задача ребенка нарисовать в каждом кружочке как можно больше предметов из класс «Фрукты и ягоды» (или другой класс предметов); После найти эти фрукты и ягоды в пространстве Дома Совы. Задание выполняется на время.

— Ребенку нужно придумать как можно больше слов, связанных с едой (или любая другая тема) на букву «П» и разместить эти слова в пространстве Дома Совы, представив, что это кухня (или другое помещение из изначально взятой темы). Задание выполняется на время.

— Дом Совы – это словесный лабиринт, снаряды заранее выстраиваются, создавая форму квадрата. На каждом снаряде, в некоторых местах на матах или другом оборудовании наклеена буква. Задача ребенка пройти словесный лабиринт, в котором скрыты осмысленные слова. Ребенку необходимо как можно скорее найти выход из лабиринта, используя три правила:
• вход в лабиринт всегда начинается с правого нижнего угла Дома Совы, а выход из лабиринта всегда находится в «верхнем: левом углу Дома Совы, т.е. вход и выход лабиринта всегда четко определены. Можно даже поставить указатели.
• передвигаться по лабиринту можно только ходом шахматной фигуры «Ладья»: только по прямой на любое количество букв.
• любая “пройденная” буква входит в зашифрованное, слово, пропустить или перескочить ее невозможно.
Ребенку необходимо найти зашифрованное слово.

***
👩‍🎓 Мамина Татьяна Михайловна, кандидат психологических наук и руководитель научно-методического центра «Сова-Нянька»

📖 Материалы по теме:
«Психомоторные ошибки», часть №1
«Психомоторные ошибки», часть №2
Сборника задач: «Игры со спичками», С. Тромгольт. (2015 г.). Формат PDF

Поделитесь с друзьями

Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в vk
VK
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в skype
Skype
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в email
Email

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.