221. Выпрями спину: профилактика нарушений осанки у детей 2

221. Выпрями спину: профилактика нарушений осанки у детей

Скелет и, в частности, позвоночный столб – каркас тела, благодаря которому человек сохраняет прямое положение, ходит на двух ногах, да и вообще может двигаться, а его внутренние органы правильно расположены, надежно закреплены и защищены. Правильное положение позвоночника (осанка) – залог успешного выполнения этих функций.

Однако в последнее время нарушения осанки встречаются все чаще, и нередко возникают уже в детском возрасте. Их частота увеличивается с возрастом ребенка – если в раннем детском возрасте нарушения осанки фиксируются у 2,1% детей, у дошкольников – в 15,7% случаев, то у учащихся средней и старшей школы они встречаются в 33% и 67% случаев соответственно. Это значит, что примерно половина детей школьного возраста имеет неправильную осанку и связанные с этим проблемы.

🦉 Почему так важна правильная осанка

Правильная осанка способствует рациональному выравниванию всех сегментов тела, обеспечивает баланс мышц, предохраняет опорно-двигательную систему от перегрузок и травм. Но ее важность не только в этом.

В нашем организме все взаимосвязано. Нарушение анатомии, функциональности одного органа ведет к проблемам в работе других органов и систем. Позвоночник – не исключение. Нарушение осанки затрудняет нормальную деятельность сердца, легких, органов пищеварения, что в свою очередь провоцирует предрасположенность к заболеваниям всего организма.

Еще один немаловажный фактор – изменения во внешности, которые возникают в результате нарушения осанки. Это может доставлять серьезный психологический дискомфорт ребенку, так как такие изменения часто сопровождаются насмешками сверстников, приводят к развитию комплексов.

Можно ли устранить нарушения осанки у детей и вернуть позвоночник в правильное положение? Можно. Для этого потребуется приложить усилия – наладить режим дня, придерживаться двигательной и физической активности, выполнять рекомендации лечащего врача. Не менее важна профилактика нарушений осанки – помним о том, что всегда проще предупредить, чем лечить.

👶 Как формируется осанка

Формирование осанки происходит одновременно с развитием опорно-двигательного аппарата. Этот процесс запускается буквально с первых дней жизни ребенка. Все навыки, которые появляются у малыша (держать голову, ползать, садиться, ходит) способствуют формированию механизмов, обеспечивающих правильную осанку.

  • Малыш учится поднимать и удерживать голову, лежа на животе. В этот период формируется такая функция опорно-двигательного аппарата, как удержание равновесия тела, способность определять базовый порог напряжения мышц.
  • Ребенок начинает сидеть и ползать. Формируются мышечно-суставные связи, развивается механизм одностороннего, двух- и разностороннего включения мышц конечностей.
  • В период от конца первого года жизни младенца до момента, когда он начинает уверенно стоять и ходить, формируется привычная для нас осанка, при которой человек, пусть еще совсем маленький, уверенно сохраняет вертикальное положение тела при минимальных мышечных затратах.

На каждом из этих этапов изменяется и форма позвоночника – он приобретает характерные изгибы. До того, как малыш начнет держать голову, его позвоночный столб, из-за постоянного нахождения в горизонтальном положении, имеет только один изгиб – крестцово-копчиковый кифоз. Вместе с умением поднимать и держать голову формируется шейный лордоз, когда ребенок начинает сидеть и ползать – грудной кифоз. На этапе освоения ходьбы появляется поясничный лордоз.

К 5-7 годам все изгибы позвоночника сформированы. Однако осанка все еще нестабильная, так как в пубертатном периоде изменяются пропорции тела подростка. Окончательное формирование осанки завершается к половому созреванию.

🔎 Причины нарушения осанки

Нарушение осанки может быть врожденным и приобретенным.

Врожденные нарушения осанки встречаются редко. Они возникают вследствие внутриутробных нарушений формирования позвоночного столба, дисплазии соединительной ткани, миотонического синдрома (кривошея и т. п.) и некоторых других патологий.

Иногда нарушения осанки развиваются из-за родовых травм – подвывиха I шейного позвонка и др.

В 90-95 % случаев причины нарушений осанки носят приобретенный характер. Это достаточно большая группа, включающая самые разнообразные факторы – неправильное обращение взрослых с младенцем и ребенком раннего возраста, социально-гигиенические условия, различные патологические состояния и заболевания.

К нарушениям осанки могут привести такие действия родителей, как слишком раннее присаживание ребенка, попытки поставить его на ножки, когда организм малыша еще не готов к этому.

К социально-гигиеническим факторам относятся несоответствие рабочего места (стол, стул) возрасту ребенка, его неправильное или недостаточное освещение, неправильно оборудованное спальное место, недостаточная физическая активность.

Предрасполагающими факторами к возникновению нарушений осанки служат слабое физическое развитие, недостаток или избыток массы тела, недостаточное поступление в организм витаминов и минералов. Кроме того, спровоцировать патологическое изменение осанки могут как заболевания опорно-двигательного аппарата, так и других органов и систем. Например, дети с нарушениями слуха, зрения во время занятий, учебы принимают вынужденную позу, чтобы лучше слышать или видеть.

👉 Классификация нарушений осанки

В клинической практике детские травматологи-ортопеды, вертебрологи разделяют нарушения осанки на два типа: в сагиттальной и во фронтальной плоскости. 

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости затрагивают физиологические изгибы позвоночника. К ним относятся: 

  • сглаживание всех позвоночных изгибов – плоская спина;
  • увеличение поясничного лордоза при слабовыраженных шейном лордозе и грудном кифозе – плоско-вогнутая спина;
  • увеличение грудного кифоза с уменьшением поясничного лордоза – сутулость;
  • полное сглаживание поясничного лордоза наряду с увеличением грудного кифоза – кифотическая осанка, круглая спина;
  • увеличение всех физиологических изгибов позвоночника – кругло-вогнутая спина. 

Нарушение осанки во фронтальной плоскости это боковое искривление позвоночника, которое может быть одно- или двухсторонним (C- или S-образное). 

Существует и классификация нарушений осанки по этапам, которая помогает понять, какие меры будут эффективными для того, чтобы помочь ребенку приобрести и сохранить правильную осанку.

  • Этап неблагоприятных условий. Незначительные нарушения осанки, которые можно устранить, концентрируя на этом внимание ребенка. Да-да, то самое «выпрями спину!».
  • Предболезнь. Имеются незначительные нарушения, возможно ухудшение показателей физического развития, в том числе препятствующее формированию правильной осанки у детей (например, слабость мышечного корсета). Эти изменения обратимы – при должной физической активности, реабилитационных мероприятиях.
  • Болезнь. На этом этапе появляется стабильная деформация опорно-двигательного аппарата, которая сопровождается труднообратимыми или необратимыми нарушениями осанки.

☝ Чем опасно нарушение осанки

Нарушения осанки могут провоцировать заболевания опорно-двигательного аппарата и других органов: сердца, легких, пищеварительного тракта. 

Патологические изменения осанки со временем могут привести к дегенеративным изменениям позвоночника, межпозвоночным грыжам, деформирующему остеоартрозу. 

Изменение конфигурации грудной клетки при различных патологических изменениях изгибов позвоночника мешает нормальной работе легких – дыхание становится поверхностным, у ребенка развиваются кислородная недостаточность, нарушения обмена веществ. Как следствие, ребенок становится вялым, апатичным, у него ухудшается память, возникает риск развития анемии. Повышается риск развития бронхита, пневмонии, заражения туберкулезом. 

Слабость мышц брюшного пресса, сопутствующая нарушениям осанки вследствие увеличения поясничного лордоза, может привести к опущению желудка, затруднению перистальтики кишечника, запорам.

🦉 Как понять, что у ребенка нарушение осанки

Заподозрить и выявить нарушения осанки у ребенка можно визуально или при помощи несложных тестов. Конечно, подтвердить подозрения родителей должен врач – детский травматолог-ортопед или вертебролог. Однако периодический родительский контроль позволит не упустить патологические изменения на ранней стадии, когда они легко поддаются коррекции.

Визуальные признаки нарушения осанки: 

  • выступающие назад и расположенные на разном уровне и на разном расстоянии от позвоночника лопатки;
  • расположенные на разной высоте плечи;
  • отклонение видимых отростков позвоночника от средней линии спины;
  • наклон головы и плеч вперед;
  • впалая или выпуклая грудная клетка;
  • несимметричные ягодичные складки.

Простой тест поможет выявить нарушение осанки в сагиттальной плоскости. Ребенка нужно поставить спиной к стене так, чтобы ее касались затылок, лопатки, таз, голени и пятки. Если при этом положении между стеной и поясницей проходит ладонь – осанка в норме. Если проходит кулак, значит присутствует ее нарушение. 

Также для выявления нарушений осанки используется тест Адамса. Ребенка следует попросить наклониться вперед на 90 ° – ноги и тело образуют прямой угол. Руки при этом должны быть расслаблены и свободно свисать вниз, ноги – прямые. В норме остистые отростки позвонков (которые мы можем увидеть выступающими под кожей) образуют прямую линию. 

Кроме визуальных изменений, заподозрить нарушение осанки помогут жалобы, которые напрямую не связаны с патологиями опорно-двигательного аппарата, но не имеют других объективных причин. Ребенок может жаловаться на усталость, частые головные боли, головокружения, боли в спине, ухудшение зрения.

👩‍🎓 Упражнения и товары для формирования правильной осанки

Укрепить мышечный корсет, улучшить координацию и равновесие можно с помощью упражнений на балансирах. В интернет-магазине «Сова-Нянька» представлены различные модели балансиров – балансировочные доски, дорожки, лабиринты.  

Хороший эффект для укрепления позвоночника, формирования правильной осанки оказывают упражнения с утяжеленными мешочками:

  • Положить утяжеленный мешочек на голову в положении стоя с правильной осанкой. Приседать и возвращаться, стараясь не уронить мешочек.
  • Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки. Ходить можно по полу, массажным кочкам, зашагивать на полусферу, перешагивать через препятствия. Во время ходьбы следует изменять положение рук – поставить их на пояс, отвести в стороны.
  • Исходное положение – с мешочком на голове, в руках мяч. Ребенок должен подбрасывать мяч вверх и ловить, сохраняя правильную осанку.

Утяжеленные Мешочки Совы, полусферы и мячи представлены в каталоге нашего интернет-магазина.

Еще один снаряд для выполнения упражнений на улучшение осанки – гимнастическая палка. С палками можно выполнять множество упражнений. Вот лишь некоторые из них:

  • Исходное положение – ноги на ширине плеч, палка в опущенных руках. На счет 1-2 ребенок поднимает палку вверх и опускает за голову. На счет 3-4 – возвращается в исходное положение.
  • Ноги на ширине плеч, палка находится за головой. На счет 1-3 ребенок поворачивается поочередно вправо и влево. На счет 2-4 – возвращается в исходное положение.
  • Исходное положение – ноги на ширине плеч, палка зажата в локтях. На счет 1 ребенок наклоняется вперед с прямой спиной. На счет 2 – возвращается в исходное положение.

В нашем интернет-магазине можно приобрести гимнастические палки в составе набора спортивного оборудования, который подойдет для различных упражнений и игр.

☝ Профилактика нарушений осанки

«Выпрями спину!» – слова из заголовка этой статьи могли бы возглавить список профилактических мер. Напоминанием и концентрацией внимания ребенка на том, что спину следует держать прямо, вполне можно предупредить нарушение осанки на ранней стадии. Однако не стоит делать это в форме резких окриков, ругать ребенка, если он сутулится. Объясните ему важность правильной осанки, мягко, но настойчиво, периодически напоминайте об этом.

Нарушения осанки очень часто возникают у школьников, и это связано с тем, что они много времени проводят в сидячем положении – в школе и дома, за уроками. Поэтому одна из важнейших мер профилактики – подбор правильной, соответствующей росту ребенка рабочей мебели. Основной параметр, на который нужно ориентироваться, – высота столешницы и стула в зависимости от роста ребенка.

Рост (см)

Высота столешницы (см)

Высота сиденья стула (см)

110-115

46

26

115-130

52

30

130-145

58

34

145-160

64

38

160-175

70

42

Лучше выбрать стул без подлокотников, на которые ребенок может опираться локтями и сутулиться. Правильное положение рук – когда ребенок опирается предплечьями о столешницу. Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер. 

Не следует забывать и о достаточной, правильной освещенности рабочего места. Свет должен падать на поверхность стола немного спереди и сбоку – слева для ребенка, который пишет правой рукой, справа – для левши. 

Монитор компьютера следует располагать на расстоянии примерно 50-60 см от глаз, а его середина должна быть чуть ниже их уровня, чтобы взгляд падал под углом около 30°. 

Важный момент – выбор рюкзака для школьника. Обязательные условия – твердая спинка и две лямки с регулируемой длиной. Лучше выбрать рюкзак с несколькими секциями/отделениями – это поможет равномерно распределить его вес, без перекосов в одну сторону. Ширина рюкзака должна соответствовать ширине плеч, а его вес в наполненном виде – не превышать 10 % от веса ребенка. 

Важно организовать ребенку условия для комфортного и здорового сна. Это достаточно жесткий матрас (лучше ортопедический), невысокая подушка. Важно помнить и о длине кровати – она должна быть чуть больше роста ребенка, чтобы он имел возможность свободно вытянуть ноги. 

Не следует забывать про двигательную, физическую активность, правильный режим дня, полноценное питание.

📖 Используемая литература:

✅ Профилактика нарушения осанки у детей, Покатилов А. Б., Новак А. П., Хворостова А. В., «Главный врач Юга России», 2017 г.,

✅ Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей: диагностика, профилактика и коррекция, Н. Л. Черная, Учебное пособие для студентов мед. вузов, под общ. ред. Н. Л. Черной, 2007 г.,

✅ Профилактика и коррекция нарушений осанки под воздействием факторов образовательной среды, методические рекомендации НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава РФ, 2021 г.

Поделитесь с друзьями

Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в vk
VK
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в skype
Skype
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в email
Email