Вестибулярная система

223. Вестибулярная система. Неуклюжесть, неустойчивость, падения

Неустойчивость, неуклюжесть, падения. Проблемы с вестибулярной системой? 🤔

Зрение и слух — эти сенсорные системы всегда привлекают внимание родителей и специалистов. Проблемы со слухом и зрением редко пропускают, поскольку даже в рамках районной поликлиники проводятся регулярные осмотры врачами ЛОР и офтальмологами. А что с остальными видами чувствительности? Ведь разнообразных рецепторов, дающих нам информацию об окружающем мире, более одиннадцати!

Мы традиционно обращаем внимание на пять из них — зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. А вот про вестибулярную систему вспоминаем только тогда, когда кружится голова или возникают проблемы с укачиванием. Однако именно вестибулярная система является одним из важнейших кирпичиков, на основе которых строятся все познавательные, эмоциональные и коммуникативные функции. Именно вестибулярная система обеспечивает нормальную обработку зрительных стимулов. Без необходимой обратной связи при наклонах головы мир вокруг будет вращаться, и мы не сможем оценить скорость собственного движения и отличить свое движение от движения окружающих предметов.

Именно вестибулярная система позволяет нам выстроить вертикаль и горизонталь в окружающем пространстве, тем самым способствуя правильной оценке взаиморасположения предметов, их размеров и расстояния. Поэтому стоит обращать внимание на функционирование вестибулярной системы и проводить оценку развития вестибулярной функции у детей.

👇Какие очевидные признаки вестибулярной дисфункции можно выделить?

На это вопрос часто отвечают: неустойчивость, неуклюжесть, падения. Однако, следует помнить, что эти проявления также могут быть результатом проблем опорно-двигательного аппарата, проприоцепции, нарушения зрения или ориентации в границах собственного тела.

Сложные нарушения вестибулярной функции может определить только врач, — соответственно, и лечение тоже не может обойтись без взаимодействия с педиатром и неврологом. Существуют современные аппаратные методики определения функционирования рецепторного отдела вестибулярной системы (отолитового органа и полукружных канальцев): оценивают нистагм, выявляют нарушения проводимости импульсов от рецепторного отдела в центры головного мозга. Наряду с такой диагностикой существуют и медицинские электрофизиологические средства стимуляции вестибулярной чувствительности.

🙇‍♀ При этом некоторые признаки вестибулярных нарушений можно определить самостоятельно. В этом поможет Равновес Совы и наблюдение за тем, как ребенок способен удерживать равновесие с открытыми и закрытыми глазами. Можно использовать тест Берг (существует адаптированная версия для детей) – это набор заданий, связанных со сменой положения тела; в зависимости от успешности выполнения этих заданий ребенок может получить высокий или низкий балл. А порой простое наблюдение за тем, как ребенок качается на качелях или использует свое тело для создания противовеса и баланса при наклоне, может быть весьма информативным с точки зрения определения причин неуклюжести и падения.

Во всех случаях стоит помнить, что врач больше ориентирован на поиск серьезной патологии, и в том случае, если есть органические нарушения, то этот вопрос лежит преимущественно в медицинской плоскости. Но бывает, что ребенок с вестибулярной дисфункцией, с точки зрения врача, находится в границах нормы, и медицина ничего не готова предложить для того, чтобы компенсировать недостаточную обработку информации о балансе и использование ее ребенком в повседневной жизни.

Жалобы в этих случаях будут касаться некоторой моторной неловкости, которой не всегда считают нужным заниматься как врачи, так и родители (считается, что ребенок её «перерастет»), эмоциональной нестабильности (тревожность, боязливость, иногда агрессия со стороны ребенка), неусидчивости и невнимательности. Иногда, начиная с таких «косвенных» признаков, удается найти и устранить причину не только моторной неловкости, но и проблем в обучении и коммуникации, а также в самоконтроле. И в процессе коррекции, где активно используется подвесное оборудование, нестабильные поверхности, игры с закрытыми глазами, можно наблюдать, как удивительным образом прогрессирует не только двигательная система, ловкость и уверенность в движениях, но и меняется эмоциональное состояние ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, улучшается память, внимание, появляется желание и энергия учиться.

👉🏻 Равновес Совы можно купить тутhttps://vk.cc/coqClt

Поделитесь с друзьями

Telegram
VK
WhatsApp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *