Если ребенка не развивать физически — его не развить когнитивно?
Что важнее: двигательная активность или когнитивные навыки? Что было сначала: движение или знание?
Почему при когнитивной перегрузке рекомендуют прогулки на свежем воздухе? Так ли сильна взаимосвязь физического и когнитивного развития? Давайте разбираться!
Жизнедеятельность человека определяется способностью правильно оценивать поступающую информацию и реагировать на неё, — в первую очередь, выбирая наиболее удачную двигательную программу. В течение жизни каждого человека для осуществления сложных движений вырабатываются двигательные программы, включающие набор основных команд и программ коррекции. Такие программы хранятся в памяти и извлекаются в нужный момент.
Ещё до того, как какая-либо часть тела придёт в движение, в мозге возникает нервная модель этого движения; а после его осуществления мозг проверяет, насколько реальное движение соответствует запланированному, и корректирует, если обнаружит несоответствие. То есть, для реализации программы необходимо выполнение самого движения. Сложнейшей функцией мозга является формирование последовательности движений и предвидение ее реализации. Таким образом, происходит постоянное усложнение двигательных программ, и головной мозг обеспечивает как бы многоуровневое управление.
Примером иерархического управления может быть акт стояния. Ведь для того, чтобы человек некоторое время неподвижно находился в одном вертикальном положении, необходимо, чтобы центр тяжести всего тела был расположен точно над плоскостью опоры. А тело в этом положении начинает постоянно колебаться, поскольку сам этот процесс стояния представляет собой чередование падений и быстрых движений по восстановлению равновесия.
При любом отклонении тела от вертикального положения мозг получает об этом информацию. Мышцы, участвующие в регуляции вертикального положения, сокращаются, что приводит к возвращению человека в прежнее состояние равновесия. А ведь мы об этом даже не задумываемся.
Таким образом, двигательная система участвует в выполнении почти не бросающихся в глаза, но весьма значимых задач: в формировании позы и ее удержании.
Приведем обобщенное представление о предложенной Н.А. Бернштейном схеме поуровневого управления движением на примере процесса письма.
Уровень E решает высшие символические задачи движения, например: «Мне нужно изложить такую-то мысль».
Уровень D определяет смысловую задачу движения: «Нужно написать такие-то слова, состоящие из таких-то букв».
Уровень C распределяет движения рукой и пером в пространстве, т.е. точно указывает, как и куда вести звенья конечности.
Уровень B распределяет работу между мышцами (округлость, скоропись, облик почерка).
Уровень A обеспечивает соответствующий мышечный тонус и распределение мышечных усилий.
Для образования программы важно непосредственное выполнение самого движения и создание «проприоцептивного рефлекса». Важен факт: без движения нет образования программы и «запуска» процесса развития.
Таким образом, получается, что, с одной стороны, навык не может быть осуществлен без наличия программы, а с другой — для образования этой программы требуется выполнение самого движения.
Учитывая то, что в настоящее время растущий ребёнок так или иначе ограничен в действиях внешними условиями (большое количество учебных занятий, особенности городской среды, занятость родителей и др.), очень важно обеспечить для него нужный уровень двигательной активности.
В плане физического развития всегда будут актуальны базовые моменты: развитие чувства баланса и равновесия, формирование схемы тела, мышечного чувства и мышечного корсета; формирование способности удерживать позу, развитие произвольности в управлении собственными движениями и действиями.
Анастасия Сергеевна Федорук — педагог, детский психолог, специалист по методу сенсомоторной интеграции «Совопрактика. Групповая « и методист научно методического центра «Сова-Нянька».
Полезная литература:
• Федорук А.C. Роль движения в формировании сенсомоторной интеграции: https://vk.cc/cCYd6v
• Айламазьян А. М. Движение и становление личности: https://vk.cc/cCYd9j
• Фаликман М.В. Взаимосвязь когнитивного и двигательного развития в детском возрасте. Сравнительный анализ синдрома дефицита внимания/гиперактивности и синдрома нарушения координации: https://vk.cc/cCYde6