Сенсорная интеграция

252. Как сенсорная интеграция помогает в коррекции речевых нарушений

Автор: Поликутина Ольга. Медицинская сестра по реабилитации ОМР, педагог-психолог, специалист СМИ, методист НМЦ Сова-Нянька

Сегодня всё больше детей сталкивается с различными речевыми трудностями. Одна из самых распространённых проблем — стёртая дизартрия, при которой речь становится нечёткой, звуки произносятся «смазанно». Параллельно с этим современные дети часто предпочитают малоподвижные игры (конструкторы, пазлы, гаджеты), что приводит к недостаточному развитию двигательной сферы. А ведь именно двигательная активность тесно связана с формированием речи!

Почему движение и речь так взаимосвязаны?

Научные исследования (И. П. Павлов, А. Р. Лурия и др.) подтверждают: речевые и двигательные зоны мозга работают в тесной связке. Если у ребёнка есть сложности с координацией, мышечным тонусом или восприятием собственного тела, это неизбежно отражается на речи.

Ключевые зоны мозга, отвечающие за речь:

  • Зона Брока (в лобной доле) — управляет мышцами лица, языка, губ, отвечает за чёткое произношение.
  • Зона Вернике — помогает понимать речь (устную и письменную).

Как сенсорные системы влияют на речь?

  1. Проприоцепция (ощущение тела в пространстве)
    Если ребёнок плохо чувствует свои мышцы, ему сложно контролировать артикуляцию — язык и губы «не слушаются».
  2. Вестибулярная система (равновесие)
    Нарушения могут приводить к монотонной речи, путанице звуков.
  3. Тактильная чувствительность (осязание)
    Повышенная или пониженная чувствительность к прикосновениям может мешать правильному движению речевых органов.
  4. Слуховая обработка
    Ребёнок может не различать похожие звуки или «терять» речь в шумной обстановке.

Как сенсорная интеграция помогает исправить речевые нарушения?

Методика сенсорной интеграции направлена на гармонизацию работы нервной системы через стимуляцию тела. В коррекции речевых нарушений применяются:

✅ Тактильная стимуляция (массаж, сенсорные игры с разными текстурами)
✅ Вестибулярные упражнения (качели, балансиры, прыжки)
✅ Проприоцептивные нагрузки (ползание, лазание, «тяжёлая работа» — толкание, перенос предметов)
✅ Слуховая и зрительная коррекция (различение звуков, ритмические игры, визуальные подсказки)

5 важных условий для эффективной коррекции

  1. Диагностика — важно выявить, какие именно сенсорные системы работают нестабильно.
  2. Безопасная среда — занятия должны проходить в комфортном, правильно оборудованном пространстве
  3. Индивидуальный подход — программа строится с учётом особенностей ребёнка, в игровой форме.
  4. Командная работа — логопеды, неврологи, психологи и специалисты по сенсорной интеграции взаимодействуют для лучшего результата.
  5. Участие родителей — домашние упражнения помогают закрепить прогресс.

Вывод

Сенсорная интеграция — это фундамент, на котором строится речь и другие когнитивные функции. Комплексный подход, включающий двигательную активность и сенсорную стимуляцию, помогает детям преодолеть речевые трудности и успешно развиваться.

Литература:

  1. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. — М.: Теревинф, 2010.
  2. Самборская В.Ю. Педагогические условия применения метода сенсорной интеграции… // Молодой учёный. — 2025. — №23.
  3. Лэндри Л. Сенсорная интеграция: теория и практика. — М.: Практика, 2013.

Поделитесь с друзьями

Telegram
VK
WhatsApp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *