Война и мир. Как обучать ребенка и не лишать его детства.

раннее развитие

Война и мир. Как обучать ребенка и не лишать его детства.

За последние пару десятилетий тема раннего обучения разделила родителей на два лагеря. Одни настаивают на том, чтобы ребенок рос и развивался естественным образом без какого-либо навязанного обучения, главное создать развивающую среду (Монтессори, Вальдорфская педагогика и т.д.). Другие — говорят о раннем обучении как залоге успешного и «правильного» ребенка (метод Домана, Зайцева и т.д.). И те и другие по-своему правы. Как понять, что лучше и гармоничнее для ребенка, как найти «золотую середину»? Давайте разбираться.

1. Раннее обучение.
«За»: При раннем обучении дети выделяются от остальных большей эрудированностью (и это очень радует взрослых, есть о чем рассказать другим).
«Против»: Из-за навязанной, как правило, шаблонной информации (карточки со словами, кубики и т.д.) механизмы развития формируются не в полном объеме, и даже во взрослом возрасте самый простой нестандартный вопрос оказывается вне зоны их компетенции. При таком обучении пластичность мозга понижается, соответственно гораздо снижены шансы во взрослом возрасте достичь максимума своего интеллектуального развития.

«За»: Развивается мышление и речь. Ребенок раньше овладевает связью между знаком и значением, использует речь в применении орудий, что способствует возникновению высших психических функций, которые и отличают поведение человека от поведения животных.
«Против»: К школе потребность учиться снижается. Эти дети могут, но не хотят учиться. Очень часто такие дети имеют «синдром отличника», они могут быть успешны в учебе, но они не получают удовольствие от процесса, только результат. В итоге, на всю жизнь тотальная неудовлетворенность всем, чего ты достиг, не зависимо от высот достижения.

«За»: Хорошо развивается память, может легко и быстро запоминать информацию.
«Против»: Перегрузки центральной нервной системы ребенка (плохой сон, симптомы энуреза, частые соматические заболевания, возможны различные дисфункции, связанные с работой эндокринной системы). Так же для таких детей свойственно отсутствие восприятия собственного тела. Это может остаться на всю жизнь в виде неловкости, неуклюжести, а то и серьезных двигательных нарушений.

2. Без раннего обучения.
«За»: Ребенок не испытывает давления со стороны взрослых, имеет много времени для игр.
«Против»: Мышление и речь не развиваются сами по себе. Достоверно известно, что человеку крайне важно получать интеллектуальное развитие, без такого развития даже физический возраст становится гораздо меньше. Вспомните все известные истории детей-маугли, не получив «человеческого» обучения эти дети так и не смогли адаптироваться к социуму и продолжительность жизни их была короче, нежели у подобных, но воспитанных в социуме сверстников.

«За»: Ребенок имеет много «ленивого» времени и свободы. Нет эмоционального давления.
«Против»: В школе появляются проблемы с учебой. Родители либо закрывают на все глаза, и у ребенка формируется «попустительское» отношение ко всему, что происходит вокруг. Очень часто в таких случаях страдает не только интеллектуальная, но и нравственная сторона. Показательный пример представлен в этом ролике: https://www.youtube.com/watch?v=WvwAT3xsTUo Либо активно начинают заниматься с ребенком, пытаясь успеть за школьной программой. Как правильно, в таких случаях при отсутствии познавательной активности ребенок не справляется с системой обучения. Школа и родители требуют результат, ребенок не знает как. Он старается, пытается, но не умеет.

Что делать? Как быть? Как соединить счастливое детство и обучение?
Ответы на эти вопросы — в следующей статье…

— Татьяна Мамина, замдиректора по научно-методической работе научно-методического центра компании «Сова-Нянька»

 

Внимание, ролик с ограничением 18+